Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Одной из важнейших задач дошкольного возраста является формирование связной речи у детей, овладение которой происходит с помощью специального обучения педагогами и учителями-логопедами.
Существует множество методических разработок, научных статей, методов и приемов по развитию связной речи (Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева и т. д.).
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, в которой соблюдена последовательность предложений, их смысловая взаимосвязь и грамматически правильное оформление.
Связная речь зависит от сформированности мыслительных функций, в ней отражается умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, грамотно высказывать свои мысли.
Основными характеристиками связной речи детей является:
• Тематическое и структурное единство• Грамматическое оформление речи
• Доступность для понимания окружающих
• Адекватность содержания ситуации общения
• Осмысленность самим ребенком
• Правильность произношения
• Наличие смысловых и вербальных ассоциаций
• Употребление синонимов, антонимов, омонимов и различных речевых оборотов
• Лексическое разнообразие
• Интонационная сторона речи
• Полнота передачи мысли
• Логическая завершенность высказываний
• Культура изложения
Функции связной речи дошкольников:
1. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в форме диалогической и монологической речи.Диалогическая речь – это форма языкового общения, отличительной особенностью которой является поочередное говорение одного собеседника с другим, характерна краткость изложения и спонтанность возникновения в определенной ситуации общения. Диалогическая речь у детей дошкольного возраста, как правило, сопровождается мимикой, жестами, сменной интонации и громкости голоса.
Монологическая речь – это связное, последовательное изложение чего-либо, которое протекает дольше по времени и не требует незамедлительной реакции слушателя. Если диалог происходит больше, как ответ на реплику собеседника, то в монологе ребенок размышляет, руководствуется внутренними мотивами.
Уровень развития этих форм связной речи ребенка является показателем овладения родным языком, его произносительной стороной и лексико-грамматическим строем.
2. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции, такие как установление связей с окружающим миром, коммуникацию, определение и регулирование норм поведения.3. Обогащение речевого опыта детей путем пересказов литературных произведений, самостоятельного сочинения историй, что закладывает основу эстетического воспитания ребенка.
Задачи и особенности развития связной речи по возрастам:
1. Ранний возраст (до трех лет). Основная задача – это вызывание, понимание и использование речи как инструмент общения. Преобладает в этом возрасте диалоговая речь, но и формируются предпосылки монологической речи. Ребенок начинает улавливать сюжетные линии в сказках, историях, мультфильмах, устанавливает элементарные причинно-следственные связи, может самостоятельно рассказать историю из 2 – 4 фраз.
2. Младший дошкольный возраст (три – пять лет). Этот возраст является началом целенаправленного обучения монологической речи. Детей необходимо учить навыку пересказа, умению сопоставлять описательные рассказы, например, «моя любимая игрушка», «моя прогулка».
3. Старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Дети хорошо пересказывают содержание впервые услышанных текстов, могут строить развернутые высказывания описательного и повествовательного типа. Ребенок включает в свою речь описание природы, сказочных персонажей, диалогов героев, ситуаций опыта из семьи.
Овладение навыками связной речи в дошкольном возрасте обеспечивает успешное усвоение школьной программы, так как восприятие и воспроизведение учебных текстов, умение развернуто и грамотно отвечать на поставленные вопросы и высказывать свои умозаключения является необходимым условием демонстрации знаний в школе. Уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста свидетельствует о степени сформированности мыслительных процессов. Способность самостоятельно излагать свои мысли, суждения помогает преодолевать молчаливость, застенчивость, предает уверенность в себе в установлении контактов с окружающими людьми.