Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Развитие техники чтения у младших школьников с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР).

Развитие техники чтения у младших школьников с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР)
13.10.2022

Техника чтения – один из значимых факторов усвоения школьной программы по всем предметам. Скорость чтения и понимание содержания прочитанного ведущую роль играет при усвоении любой сферы знаний. Чтение – не просто механический навык, оно формируются, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, сложный комплекс обще учебных навыков, используемый учениками при усвоении программного материала и внеклассной жизни. В последние годы обнаруживается значительное снижении техники чтения у школьников, что обуславливает актуальность сложившейся проблемы и поиск выхода из нее. В нашей статье мы рассмотрим нормы скорости чтения для школьников младших классов; факторы, влияющие на снижение техники чтения и способыразвития и качества данного навыка.  


Проводились исследования школы Н. А. Зайцева, где было доказано, что в среднем, подготовка к домашнему заданию ученика 6 класса общеобразовательной школы составляет от 8 до 10 страниц учебника. Можно сопоставить время выполнения домашнего задания с учетом скорости чтения ребенка. Отметим, что с учетом ФГОС, техника чтения имеет следующие нормативы на оценку «5»:


• конец 1-го класса – больше 40 слов.
• конец 2-го класса – больше 70-80 слов.
• конец 3-го класса – больше 90 слов.
• конец 4-го класса – больше 120 слов. 


Далее, рассмотрим факторы, влияющие на низкую скорость чтения:

1. В первую очередь следует отметить изначально не верный способ обучения чтению, когда взрослые, не будучи специалистами, учат ребенка побуквенному чтению, а не слоговому. Или, когда провоцируют возникновение двойного чтения, называя не звук, а букву. Например, вместо «Б», говорят «Бэ». Соответственно, у ребенка возникают трудности при прочтении слога. Вместо «Ба», он читает «Бэа». 
2. Низкий уровень сформированности психических функций (зрительного восприятия, памяти, концентрации и распределения внимания, пространственной ориентировки).
3. Ошибки «регрессии» при чтении, когда ребенок, уже прочитав одно или два слова, снова возвращается к ним, прочитывая заново.Часто подобное нарушение чтения встречается у детей с повышенной тревожностью, не уверенных в себе или неусидчивых, торопливых, с лабильной нервной системой. 
4. Не правильно организованное чтение в домашних условиях, где нет условий для чтения (рабочее место, много отвлекающих факторов).
5. Несформированность мотивационной сферы, сниженный познавательный интерес.
6. Недостаточный объем оперативного зрения.
7. Недостаточное подкрепление развития навыка чтения письменными работами, списыванием текста, копированием письменных элементов. 
8. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата.
9. Использование различных гаджетов, компьютерные игры, где виртуальные герои подменяют литературных персонажей. 


Способы развития техники чтения:


1. Зрительное восприятие ребенка устроено так, что он гораздо эффективнее запоминает не то, что находится перед глазами постоянно, а то, что мелькает. Делаем вывод о том, что эффективно проводить короткие упражнения, но достаточно часто, используя свойства переключаемости внимания. 
2. Метод «жужжащего» чтения. Основателем этого метода является В. А. Сухомлинский. В силу большой наполняемости класса (30 – 35 человек, в зависимости от региона) и ограничений по времени урока (40 -45 минут), педагог не успевает опросить более 10 человек по 2-3 минуты каждого. При технике«жужжащего» чтения все учащиеся читают одновременно вслух. Такой вид упражнениязанимает не болеет пяти минут урока.
3. Исходя из того, что развитию техники чтения препятствует сниженный объем оперативной памяти и затруднение перехода кратковременной памяти в долговременную, а также недостаточная сформированность процессов запоминания и сохранения информации, ребенку сложно воспроизвести смысл прочитанного. В этом случае можно использовать методику зрительных диктантов, автором которых является И. Т. Федоренко. Ученику предлагается прочитать 18 листов, состоящих из 6 предложений. Идем от простого к сложному. Первый набор состоит из 2-х сложных предложений, последний – из 46-ти. Нарастание букв в слове и слов в предложении происходит постепенно.
4. Метод многократного чтения в темпе скороговорки. При выполнении данного упражнения нет необходимости следить за выразительностью прочитанного, главная задача – это постепенное ускорение темпа чтения и прочтение слов без ошибок, соблюдая синтактические правила. 
5. Метод «Молнии». Детям предлагаются карточки с написанными на них словами не более пары секунд, за которые надо успеть прочитать слово. Педагог в быстром темпе меняет карточки. 
6. Метод «корректурных проб». Предложен французским психологом Бенджамином Бурдоном. Заключается в том, что школьнику предлагается зачеркнуть, подчеркнуть или обвести определенные буквы или слово в тексте. Выполняется, как правило, на скорость. Выполнение подобных упражнений значительно повышает технику чтения, развивает зрительное восприятие и моторно-зрительную координацию. 


В.А. Сухомлинский писал, что курс чтения в начальной школе должен играть ведущую роль в становлении личности, в его воспитании и развитии!




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку