Ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?
● В то же время у медали две стороны. Не следует идти на поводу у ребенка, давая ему возможность постепенно включаться в учебный режим, периодически оставляя дома. Так Вы только продлите и усложните его адаптацию к школе после летних каникул. Впечатлительные мамы часто обращаются к учителю с тем, что ребенок не выспался, недостаточно хорошо себя чувствует, жалуется на головную боль, имеет нездоровый цвет лица, снова и снова выискивая оправдания, но не причины, чтобы дать ребенку возможность пропустить учебный день.
● Но! Следует быть очень внимательными, чтобы отличить ложные симптомы от действительного беспокойства ребенка. Для этого поговорите с ним откровенно, пытаясь выяснить истинную причину нежелания идти в школу. Возможно, причина кроется не в капризах и нежелании соблюдать четкий распорядок дня, а конфликты в классе, разногласия с учителем, боязнь не справиться с программой и т.д. Улучите момент, когда ребенок не напряжен, здоров, находится в хорошем расположении духа. Обнимите его, создав обстановку для доверительного разговора. Выслушайте ребенка, посочувствуйте ему, дайте понять, что вы на его стороне и хотите помочь. Побеседуйте с классным руководителем, обсудите возникшие трудности со школьным психологом.
● Читать нотации, ставить ультиматумы, повышать голос - не конструктивный вариант реагирования на нежелание ребенка идти в школу. Так он скорее всего еще больше закроется в себе или будет демонстрировать протестное поведение. Ребенку важно чувствовать ваше участие, поддержку и веру в его силы.
● Попробуйте проговорить с ребенком, что именно ему не нравится в школе. Не упускайте любую мелочь. Даже то, что на Ваш взгляд может показаться несущественным (например, неприятный скрип двери в кабинет или звук царапающего мелка на доске) для ребенка может оказаться очень важным. Если речь идет о младших школьниках, все то, что его волнует, раздражает или пугает, можно нарисовать или найти обратную сторону, другой взгляд на ситуацию, в которой ребенок сможет посмеяться над своей боязнью, осознав ложность своего страха.
● Попробуйте заранее наладить режим дня, чтобы ранний подъем в школу и необходимость соблюдать четкий распорядок дня не застал ребенка врасплох.
● Если Вы чувствуете, что нежелание идти в школу связано с наличием пробелов в усвоении школьной программы, позаботьтесь об этом заранее, обратившись к репетиторам или другим необходимым специалистам (дефектологу, логопеду). Если ситуация с успеваемостью ребенка стоит остро, рассмотрите вариант перехода на облегченную программу или в коррекционный класс, где будет осуществляться комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Если потенциальные интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют уровню сложности программы, это вызовет резкий протест к посещению школы. И возможны невротические проявления (нервные тики, головные боли, повышенная потливость), сниженный иммунитет.
● Нестойкая учебная мотивация. Следует уделить особое внимание установкам, которые присутствуют у ребенка. Как правило, для маленьких школьников хорошим подспорьем является возможность покупки новых школьных принадлежностей, красивой одежды, рюкзака. Причем очень важно привлекать самого ребенка к этим приятным хлопотам подготовки к школе, давая возможность самостоятельного выбора.
● Разумеется, необходимо объяснять ребенку, как увлекательно и интересно ему будет учиться, подчеркивая, насколько он становится взрослым и самостоятельным, вызывая гордость в глазах родителей. Но современным детям интересно в тик-токах и на улице, во дворе. Поэтому гораздо более эффективным будет рассказать истории из собственной жизни, проговорить свои страхи, чувства, которые Вы когда-то испытывали сами, что Вас привлекло в школе, что было интересным и как в дальнейшей жизни помогло и пригодилось все то, что дала Вам школа. Дети гораздо более восприимчивы к реальным историям, особенно если родители являются авторитетом для ребенка, нежели эфемерные и общие фразы о том, что школа - это увлекательный путь.
● Попробуйте стимулировать взаимоотношения своего ребенка с одноклассниками во время летних каникул. Пригласите их в гости, на пикник, организуйте совместный поход в кино. Имея дружеские отношения с кем-то из класса, ребенок будет увереннее себя чувствовать в школе и одной из составляющей учебной мотивации станет общение со сверстниками.
● Создавайте в семье позитивный настрой на школу. Ребенок, как правило, слышит больше, чем думают об этом родители. Не следует допускать разговоров о том, что учитель недостаточно хорош, система оценивания в школе слишком строга, а система образования не совершенна. Ребенок должен слышать позитивные отзывы о школе, о том, как он старается, делает успехи, растет.
● Займите активную позицию в школьной жизни класса, который посещает Ваш ребенок. Старайтесь принимать участие во внеклассных мероприятиях. Всегда можно найти время и возможность сопроводить детей на экскурсию, организовать праздник, оказать помощь классному руководителю. Для детей всегда оказывается важным, когда родители принимают участие в жизни класса, это придает собственную значимость и повышает неформальный статус среди учеников, что, соответственно, повышает мотивацию посещения школы.
Как писал выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, в поиске золотой середины в процессе обучения и воспитания ребенка:
“Ласковость должна быть без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное постоянная разумная деятельность".
Эксперты Академии ФАДО: Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: