Ребенок в ситуации развода родителей.
Следует всегда помнить, что,перестав быть супругами, родители не перестали быть любящими мамой и папой. Продолжается сохранение функционирования семьи в отношении воспитания и развития ребенка. Его психологическое благополучие зависит не от статуса полной или не полной семьи, а от тех межличностных отношений, которые построили между собой родители, от тех усилий, которые они приложили, чтобы сгладить психотравмирующие последствия развода.
Семья — это источник развития и формирования личности ребенка. Развод родителей в этом случае играет лишь второстепенную роль, если супруги смогли сохранить уважительное отношение и взаимопонимание. В нашей статье мы рассмотрим возрастные особенности реагирования детей на ситуацию развода и основные модели их поведения, чтобы каждая семья, столкнувшись с подобной ситуацией в жизни, смогла более тонко и чутко понимать переживания ребенка и причины его поведения.
Возрастные особенности.
1. Младенческий возраст. Ребенок, как правило, находится в симбиотической связи с матерью, особенно если осуществляется грудное кормление. Малыш тонко чувствует настроение мамы, реагируя на любое изменение ее состояния плачем, беспокойством, излишней двигательностью, нарушением сна. В ситуации развода молодая мама занимает две позиции. Происходит фиксация на спорах с супругом, обделяя ребенка должным вниманием и заботой. Или, наоборот, чрезмерная поглощенность заботой о малыше возникает, как защитная реакция от выяснения отношений с супругом.
2. Дошкольный возраст. У младших школьников наблюдается проявление излишней капризности, плача, попыток привлечь к себе внимание, повышенная тревожность, пугливость. Ребенок защищает свое пространство, проявляет рьяное отношение к своим вещам, игрушкам. Ухудшается адаптация к саду, затруднены акты прощания с матерью.
Поведение старших дошкольников отличается проявлением тревожности, апатии, склонностью к самообвинению. Или, наоборот, ребенок становится более агрессивным, проявляет импульсивность, демонстрирует резкое поведение, неуправляем. Учеными установлено, что мальчики в этом возрасте переживают развод родителей более болезненно и остро, чем девочки. Часто это объясняется тем, что ребенок остается жить с матерью. А дошкольный возраст - это период, когда у малыша происходит отождествление себя с мужским полом (отцом). У ребенка затруднено формирование моделей ролевого поведения мужчины. У девочек же происходит идентификация с матерью, и качество формирующихся установок у девочки напрямую зависит от характера переживаний мамы и ее отношения к ситуации развода.
3. Младший школьный возраст. Переживания ребенка усиливаются, проявление раздражительности, гнева, тревоги становится более выраженным. У ребенка уже появляется осознанность тех изменений, которые предстоят при разводе родителей. В данном возрасте девочки, как правило, сильнее переживают распад семьи. Если ребенок находится на положении единственного ребенка в семье, для него развод приобретает еще более сильный негативный оттенок. Так как, имея братьев или сестер, у ребенка появляется возможность выплеска эмоций, психологической разгрузки.
4. Подростковый возраст. Является наиболее уязвимым. В возрасте 14–15 лет ребенок уже вовлечен в ситуацию конфликтных отношений в семье, глубоко и осознанно воспринимает происходящее. Если отец не принимает участие в воспитании ребенка, у него формируется чувство неуверенности, заниженная самооценка, или, наоборот, подросток демонстрирует озлобленность и агрессивные модели поведения. Он является участником конфликтов, может занимать чью-то сторону. Подвергаясь социальной дискриминации в связи с отсутствием отца.
Основные модели поведения детей в ситуации развода родителей.
● Поведение “героя”. Ребенок не демонстрирует и не озвучивает своих истинных переживаний и чувства беспокойства, делая вид, что справляется с ситуацией самостоятельно. Зачастую берет на себя роль одного из родителей. Например, оставаясь с матерью, пытается заменить отца, происходит нарушение ролевых связей в семье.
● “Волнующийся” ребенок. Ребенок манипулирует своим состоянием, пытаясь вызвать чувство у обоих родителей. Следует дифференцировать проявление невротических реакций (энурез, тики, нарушение аппетита, сна и т.д.) от манипулятивного поведения ребенка.
● “Эмоционально отстраненный” ребенок. Ребенок производит впечатление психологически уравновешенного, спокойного, сдержанного, выдавая свою невозмутимость за видимое благополучие. На самом деле он уже разуверился в воссоединении семьи, но находится в состоянии безысходности, а не принятия ситуации, как таковой.
● “Проблемный” ребенок. Ребенок пытается привлечь к себе внимание любыми способами, создавая ситуацию, в которой родители вынуждены заниматься его проблемами, а не пытаться разрешить супружеский конфликт. Ему свойственны частые вспышки агрессии, неадекватное поведение, истерики, конфликтность, которую он проявляет во всех сферах его социальной жизни (в детском коллективе, в школе).
Не следует архаично подходить к пониманию развода, как к жизненной драме. Как из всеми нами любимого фильма Леонида Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”: “Ошибаетесь, уважаемый, это дело общественное. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели”. Если для супругов это осознанное и здравое решение, у них появляется возможность оградить ребенка от жизни в конфликтных отношениях, сохранить его психологическое здоровье и уважительное отношение друг к другу.
Материал подготовили Парфеновы Анна и Николай.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: