Речевая карта в работе учителя-логопеда.
Основным документом, который оформляет учитель-логопед в процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком, является речевая карта или карта обследования речи. Это вид бланка, в котором фиксируются данные диагностики, затем проводится анализ и разрабатывается индивидуально-ориентированный план логопедической работы. Есть несколько видов речевых карт, ее можно разработать самостоятельно, главное, чтобы она отражала специфику речевого развития и давала возможность выбрать определенную направленность коррекционной деятельности. В первые две недели логопед проводит диагностику, выявляет уровень сформированности правильного звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического оформления речи, способность ребенка к звуковому анализу и синтезу слов, особенности слоговой структуры, развития артикуляционного аппарата. Затем полученные данные заносит в карту обследования речи и разрабатывает план предстоящей работы. В этом материале мы расскажем для чего необходимо заполнение речевой карты, ее структуру и виды.
Что дает речевая карта учителю – логопеду:
2. Получение детальной информации о речевых дефектах.
3. Отслеживание возрастных особенностей речи.
4. Определение интеллектуального уровня развития ребенка.
5. Выявление возможностей ребенка.
6. Определение направлений коррекционной работы.
7. Возможность разработки индивидуального плана работы.
Виды речевых карт.
2. Речевая карта ребенка с ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). Карта отражает характеристику всех компонентов речи.
3. Речевая карта ребенка с дисграфией.
Также существует деление на речевую карту ребенка дошкольного и школьного возраста.
Структура речевой карты:
2. Анамнестические данные. Характеристика протекания беременности (наличие токсикозов, хронических заболеваний, внутриутробных инфекций, травм, интоксикаций). Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, преждевременные, применялась ли стимуляция, кесарево и т.д.) Раннее физическое и речевое развитие ребенка. Напомним, что в норме ребенок начинает держать голову в 1,5 – 2 месяца, сидеть в 5-6 месяцев, ползать в 6-7 месяцев, стоять – в 7-8 месяцев, ходить – к году.
Гуление в 3 месяца, лепет – в 5 месяцев, первые слова – до года, фраза – к 1,5 годам, предложения – к двум годам.
3. Диагностика неречевого развития ребенка. Определение уровня развития познавательной сферы (восприятия, памяти, внимания, мыслительных процессов, выявление уровня общей осведомленности).4. Диагностика речевых нарушений. Особенности развития артикуляционного аппарата, дыхания, голосовых характеристик, звукопроизношения.
5. Диагностика сформированности фонематических процессов (состояние слухо-произносительной дифференциации фонем, фонематический анализ слов, определение последовательности и количества звуков в словах, фонематический синтез).
6. Общее понимание речи, умение вести диалог, развитость пассивного словаря.
7. Диагностика звукослоговой структуры слов.
8. Состояние импрессивного и экспрессивного словаря (объем, развитость обобщающих понятий).
9. Диагностика развития системы словообразования (суффиксальным и префиксальным способом).
10. Диагностика системы словоизменения (по числам, по родам, падежам, лицам, временам).
11. Диагностика лексического и грамматического строя речи, правильность построения фраз, наличие аграмматизмов в речи.
12. Уровень развития связной речи.
13. Диагностика фонаций (темп речи, плавность, выразительность, четкость произношения, сила голоса, особенности дыхания).
14. Формулирование логопедического заключения.
15. Результаты коррекционно-развивающей работы.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: