Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Самое большое счастье, которое может выпасть в жизни, — это счастливое детство

21.11.2024

Так говорила известная писательница Агата Кристи. И как она была права! Даже несмотря на то, что была не психологом или педагогом, по истине «знаток человеческих душ». Детство, особенно ранний его этап, буквально с первых месяцев жизни малыша, является важнейшим в жизни человека. Именно ранний период жизни ребенка — это критически важный этап, определяющий его эмоциональное и социальное развитие в дальнейшем. В чем же ключевая задача этого периода? Поговорим подробнее. 

С первых мгновений взаимодействия малыша с близкими людьми, мамой и папой, няней и другими ухаживающими лицами, происходит таинство формирования привязанности, доверия к миру и позитивного мироощущения.   

В современной теории раннего развития, которая складывалась со второй половины 20 века, признается, что именно социальное взаимодействие является условием для благополучного развития личности. Социальное взаимодействие предполагает, что ребенок получает сигналы от социального окружения, имеет возможность сам посылать близким людям важные сигналы, тем самым формируя свою картину мира. 

Психологи, изучающие раннее развитие человека, говорят о социальной компетентности младенца — это его способность к взаимодействию с окружающими, которая начинает развиваться с самых первых месяцев жизни. Несмотря на то, что новорожденные не могут вербально общаться, они уже обладают рядом навыков и инстинктов, которые способствуют социальному взаимодействию. Как проявляется такая компетентность? 

Во-первых, через способность к невербальному общению: младенцы используют мимику, жесты, звуки и зрительный контакт для взаимодействия с окружающими. Например, улыбка или взгляд могут сигнализировать о комфорте и желании установить контакт.

Во-вторых, через имитацию: с первых месяцев жизни младенцы начинают имитировать выражения лиц и звуки взрослых. Это важный аспект обучения и социализации, который помогает им развивать навыки общения.

В-третьих, через чувствительность к эмоциям других людей: исследования показывают, что младенцы способны распознавать эмоциональные выражения лиц и реагировать на них. Они могут чувствовать настроение родителей и адаптировать свое поведение в соответствии с ним.

В-четвертых, хотя младенцы и не могут говорить, они начинают осваивать основы языка через взаимодействие с окружающими. Звуки, которые они издают, а также их реакции на речь взрослых, способствуют развитию речевых навыков.

В итоге социальная компетентность младенца обеспечивает формирование и развитие базовой потребности человека в привязанности. Привязанность — это эмоциональная связь между ребенком и близким человеком. В соответствии с теорией Джона Боулби, составляющей важнейшую часть теории раннего развития, привязанность формируется через стабильные и заботливые отношения с ухаживающим лицом. Чаще всего в качестве такого лица выступает мама и папа. Но бывают и другие ситуации, когда таким лицом является бабушка или няня. И тут важным является постоянство такого лица, обеспечивающего малышу предсказуемость социального окружения.  В идеале у ребенка к 12 месяцем должна быть сформирована положительная привязанность к близкому человеку. Экспериментально доказано, что дети, которые испытывают стабильную и безопасную привязанность, имеют более высокие шансы на успешное социальное и эмоциональное развитие, лучше адаптируются к социальным ситуациям и развивают уверенность в себе.

Доверие — это еще один важный аспект, который формируется в раннем возрасте. Базовое доверие к миру рассматривается в психологии как состояние, которое позволяет человеку воспринимать мир как безопасный, в котором социальное окружение, близкое и дальнее, не является угрозой. Такое доверие к миру формируется, когда взрослые отвечают на потребности ребенка. Когда ребенок чувствует заботу и поддержку со стороны взрослых, он начинает верить в то, что мир безопасен и предсказуем. Доверие к окружающим помогает ребенку открываться новым опытам, исследовать мир и взаимодействовать с другими людьми. Если ребенок сталкивается с пренебрежением, это может привести к его недоверию и тревожности, которые закрепляются и влияют всю дальнейшую жизнь. Психолог Эрик Эриксон подчеркивает, что успешное прохождение стадии доверия (0-1 год) создает фундамент для дальнейшего эмоционально-личностного и социального развития малыша.    

Позитивное мироощущение формируется на основе взаимодействия с окружающим миром и внутреннего состояния ребенка. Если взрослые создают для ребенка атмосферу любви, поддержки и понимания, он учится воспринимать мир как дружелюбное место. Это ощущение безопасности и любви позволяет ребенку развивать оптимистичный взгляд на жизнь, что способствует его эмоциональному благополучию. Таким образом, заботливые отношения способствуют развитию оптимистичного взгляда на жизнь.Психологи, исследующие феномен оптимизма и пессимизма, говорят о том, человек может прикладывать усилия для преодоления жизненных трудностей тогда, когда он мыслит оптимистически, видит будущее в позитивном свете.   

Итак, ранний период жизни ребенка — это время, когда закладываются основы его будущей жизни. Формирование привязанности, доверия к миру и позитивного мироощущения — это ключевые аспекты, которые влияют на личностное развитие и социальное функционирование человека. Заботливые отношения с близкими взрослыми могут помочь ребенку вырасти уверенным в себе и способным к здоровым отношениям с окружающими людьми. Родителям важно помнить, что каждый момент взаимодействия с ребенком имеет значение и оказывает значительное влияние на его будущее. Очень емко об этом сказал азербайджанский писать, наш современник, Эльчин Сафарли: «Детство – это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе». Родители как самые первые и близкие люди, с которыми ребенок выстраивает отношения, имеют возможность сделать это время счастливым и наполненным теплом и мощным запасом любви.

Кандидат педагогических наук, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО»

Надия Тюрина

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку