Сенсорные игры в практике логопеда
Сенсорные системы - это сложный механизм нервной системы, который обеспечивает обработку информации о сигналах внешнего мира, на основе которой формируется ощущения и восприятия-основа представлений об окружающем мире.
Правильная и слаженная работа сенсорных систем база для формирования познавательной активности, а значит для развития психики ребенка в целом.
Формирование познавательной активности у детей даёт мощный старт для естественного речевого развития. У детей улучшается произвольное внимание, они с охотой идут на контакт со взрослым. Развивается система анализа. Ведь я не просто трогаю, я должен понимать что я при этом чувствую и какие эмоции испытываю. А это значит что сенсорные игры можно и нужно использовать при коррекции эмоциональных нарушений в том числе.
Сенсорные системы соответствуют органам наших чувст:осязание, обоняние, слух, зрение, тактильное восприятие.
Тактильное восприятие самое древнее в нашей эволюции, зрительный анализатор ведущий, а вот информации слуховому анализатору часто не хватает в современном мире. Дети приходят в школу с низким произвольным слуховым вниманием, сниженной слухоречевой памятью. Это приводит к большим проблемам в учебе.
Игры, направленные на нагрузку дефицитарногоанализатора, в любом возрасте будут давать результат. Главное соблюдать правило:от простого к сложному. Если ребенок не научился различать неречевые шумы, обучать его делать фонематический разбор слов будет сложной задачей.
Сейчас мы все чаще слышим «сенсорные игры», «сенсорная интеграция». Сенсорное восприятие это сложная тема, требующая много времени для изучения и понимания. Конечно она не ограничивается игрой в песок или на музыкальныхинструментах. Это только часть сенсорных игр, которые мы можем использовать в своей практике. Они доступны, эффективны и помогают найти подход даже к сложным детям. Используя ведущий анализатор ребенка мы можем добавлять дополнительные сенсорные раздражители тем самым расширяя его преставления об окружающем мире. Используя доступные для восприятия ребенка раздражители мы можем сфокусировать его произвольное внимание на новом материале. Включая в свои занятия сенсорные игры мы можем решить такие задачи как снятиепсихоэмоционального напряжения в период адаптации к занятиям, поощрение за выполнение 'нелюбимых' упражнений.
Игры направленные на формирование тактильного гнозиса.
Игры с песком: благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, снимают тревожность, способствуют расслаблению, развитие мелкой моторики, формирование моторной программы, удержание программы, памяти. Узнавание предмета на ощупь:расширение и формирование словарного запаса, изучение частей предмета, составление описательного рассказа.
Найди такой же: сравнение, подражание, использование прилагательных.
1. Волшебный мешок.
Знакомимся с предметами. Рассматриваем их, трогаем и называем детали из которых предмет состоит. Игрушки помещаются в мешок. Ребенок опускает руку в мешок. Задача ребенка на ощупь отгадать предмет, затем достать его. Игру можно усложнять:братьпредметы разных групп, искать заданный предмет (найди собаку), искать предмет по описанию (маленькая, овальная с веточкой на верху)
2. Найди такойже.В этой игре можно использовать любой тактильный материал:деревянные брусочки, разнофактурныекусочки тряпочек, наждачная бумага, резиновые коврики и тд. Задача ребенка найти второй кусочек по заданному образцу. Выполнять упражнение можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
3. Песок.• В куличик прячем игрушку. Делаем несколько куличиков. Ребенок отгадывает в каком куличике какая игрушка находится. Сначала сказать, потом сломать и посмотреть. Прятать игрушки можно и вместе с ребенком. Так как маленькие дети не могут долго ждать, пока взрослый сделает ряд.
• На песке рисуем контур буквы или предмета. Задача ребенка выложить контур камушками.
Игры направленные на формирование зрительного гнозиса.
1. Игры с красками.Разукрашивать картинки используя ватные палочки, ватные шарики, кусочки губки. Смешивать краски разных цветов. Разукрашивать предмет и смотреть какие следы он оставляет на бумаге.
2. ТениВ свете лампы рассматриваем какие тени на стене получаются от предметов или «делаем» фигуры руками. Один из вариантов игра «театр теней». Используются заранее вырезанные фигуры.
Игры направленные на формирование слухового гнозиса.
Слуховое внимание, умение различать неречевые и речевые звуки, анализировать фонемы. Необходимые навыки для развития речи, формирования письма.
1. Игры с баночками.Использовать пластиковые емкости. Закрашиваем емкость изнутри, можно поместить лист бумаги и закрасить дно. В баночку кладем крупы. По две одинаковые баночки с каждой крупой. Задача ребенка найти баночку, которая звучит также.
Получившиеся шумелки можно использовать на логоритмике. Можно придумывать ритмы, играть в жмурки.
2. Музыкальные инструменты.• Самая простая игра, после знакомства с тем как какой инструмент звучит. Берем 3-4 инструмента. Ребенок закрывает глаза, слышит звук. Затем открывает глаза и показывает какой инструмент звучал.
• Каждой игрушке ставим свой инструмент. Запоминаем. Меняем местами. Ребенок возвращает все на свои места, под инструкцию взрослого «зайка звенел, чем звенел, покажи как».
• Подыграть под музыку.
Включаем записанную мелодию и отбиваем с ребенком ритм.
Игры на обонятельное и вкусовое восприятие.
Данный вид игр не имеет широкого применения в практике логопеда, тк многие дети страдают аллергией. Игры лучшее рекомендовать родителям для выполнения в домашних условиях. Формируют представление о свойствепредметаспособствуют расширению словарного запаса,
1. Отгадай что ты ешь.Нарезаем любую еду кусочками, знакомимся со вкусом. Показываем картинку с изображением продукта, который пробует ребенок.
Ребенок закрывает глаза, пробует кусочек еды, затем находит карточку с изображение продукта.
2. Отгадай по запаху что за фрукт.Нарезаем фрукты, с закрытыми глазами определяем какой это фрукт. Если ребенок сомневается, можно попробовать.
Для игр на обоняние часто используют эфирные масла или баночки с сушеными продуктами.