Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Шесть шагов учителя по созданию инклюзивного класса

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
27.09.2024

Уже 10 лет мы живем в реальности того, что в любой школьный класс или группу детского сада совершенно равноправно может прийти ученик, имеющий те или иные особенности развития. Вне зависимости от того, готовы ли учитель, родители, одноклассники к тому, что рядом сверстник, который возможно по-другому воспринимает и реагирует на окружающий мир. Всем нужно учиться жить вместе. И от учителя очень многое зависит, сможет ли он помочь всем детям, без исключения дать возможность почувствовать себя ценным, значимым, успешным. Обсудим стратегии, которые могут быть полезны педагогу, особенно в самом начале учебного года. 


wt6e60qffe27nj1wybbe80rpc6e7ml1d.png


1. Договоритесь о правилах поведения в классе.  

Все дети, особенно в коллективе, могут демонстрировать неприемлемое поведение. И учителям бывает трудно справляться с ними. Первое, что может помочь, это установление правил поведения. Дети должны знать, какое поведение считается приемлемым и неприемлемым. Рабочим методом является совместное с детьми обсуждение и визуализация таких правил. Правила должны быть лаконичны, конкретны и понятны всем без исключения. Важно, чтобы дети понимали, что правила нужны для безопасности каждого из них. Правила должны быть размещены в поле зрения детей и к ним всегда можно обратиться, когда есть такая необходимость. Важно всегда обращать внимание на то, что нарушение правил мешает другим ученикам. 

• Правила могут быть такими:
• Не опаздывайте!  
• Доброта и вежливость!  
• Слушаем учителя! 
• Когда хотим сказать – поднимаем руку!
• Попросите о помощи, если вы не понимаете что-то, что только что сказал учитель, и будьте уважительны, прося об этом.  
• Уважайте пространство своих друзей и других людей
• Не стесняйтесь делиться своими мыслями и чувствами и т.д.,


2. Прокладывайте дорожки в строящемся городе. 

Можно представить, что класс или группа детей — это большой шумный город. И жители города все очень разные.  Город строится, жителям нужны дорожки для прохода в трудных местах. Педагог как раз и может проложить такие дорожки. Как вы можете помочь:

➢ Дробите маршруты (задачи) на мелкие отрезки – части пути, пройти которые оказывается проще и доступно всем. 
➢ Поддерживайте процесс движения по маршруту (выполнения задания). 
➢ Объединяйте детей в подгруппы для прохождения маршрута (выполнения задания). Вместе идти веселее и полезнее. 


3. Слушайте и поддерживайте своих учеников

Класс или группа – это всегда смешение разных культур, стилей, манер, характеров и т.д. Каждый ребенок сам по себе отдельная вселенная, а если учесть, что за каждым стоит его семья, то тем более, как оказывается высока уникальность каждого из них. Каждому ученику хочется быть услышанным, даже если он не подаёт об этом вида кажется. Что ему совсем не хочется или нечем поделиться с другими. Стремитесь больше говорить со своими учениками, дать возможность высказать им свои мысли, чувства, желания, сомнения. Важна также научить их уважительно относиться к высказываниям сверстников. Понятно, что возможность быть услышанным важна каждому человеку, и этот первый опыт уважительного диалога станет прочной основой для дальнейшей жизни ваших учеников.  

Если и когда возникают конфликтные ситуации, ваша роль в том, чтобы научить их разрешать с удовлетворением каждой стороны. Каждый должен иметь возможность высказаться о своих чувствах, мотивах и намерениях. Зачастую обсуждение и рефлексия приводят к тому, что ситуация исчерпывается и дети продолжают общение и учебу без негативных чувств.    


4. Учитывайте особые потребности детей.

Учитывайте особые образовательные потребности всех учеников, и особенно тех, кто имеет очевидные трудности в процессе обучения. Контакт с родителями, командой специалистов, собственное желания понять современные стратегии обучения в случаях расстройств аутистического спектра, задержки психического развития, сенсорных дефицитов. Наличия у учеников опыта миграции или сиротства, одаренности или трудностей поведения. Все эти особенности развития требуют разных педагогических подходов. Помните, что многие из таких учеников имеют заключение психолого-педагогических комиссий и должны получать дополнительную помощь специалистов (дефектолог, психолог). Вам нужно двигаться в одном с ними направлении.   


5. Позвольте детям выбрать метод оценки, если это возможно. 

Один из самых сложных вопросов современных педагогов – это вопрос оценивая детей с учетом их особых образовательных потребностей. Идеально, когда консилиум вашей школы принимает решение о вариативности текущего оценивания учеников в процессе обучения. Вы можете обсудить непосредственно с детьми, родителями, тьютором методы оценки, которые наиболее отвечают возможностям и потребностям каждого. Совсем не обязательно, что всегда оценка происходит на основе теста, письменного или устного ответа. Если обсудить с учениками, можно выяснить, что кто-то предпочтет:

• написать блог или эссе,
• составить блок-схему 
• создать инфографику
• сделать презентацию
• создать видеоролик
• записать аудиоподкаст

Такой подход к оцениванию, не только учитывает особые образовательные потребности каждого ученика, но и дает им возможность продемонстрировать свой прогресс в обучении в соответствии с методом оценки.


6. Создайте безопасную и спокойную обстановку

Учителю важно стремиться к тому, чтобы для детей их класс был местом спокойствия. Принимающая атмосфера класса, как на уровне организации пространства, так и на уровне социального функционирования является наилучшей средой, чтобы лучше учиться, адаптироваться и социализироваться.  

Для этого вы можете наполнить свой класс такими предметами, как:

• Большой стол для групповых занятий
• Комнатные растения
• Игрушки
• Наглядные пособия, такие как SMART Board
• Мягкий уголок

Создание инклюзивной атмосферы в классе, в которой каждый ученик чувствует себя желанным, ценным и принадлежащим к группе, имеет важное значение. В классе могут учиться дети разного социального статуса, разной этнической, религиозной принадлежности. Учет вышеперечисленных стратегий и их внедрение в реальную педагогическую практику позволит создать инклюзивную классную и учебную среду, где каждый ученик чувствует себя включенным.


Кандидат педагогических наук, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО»

Надия Тюрина

    



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку