Школа или домашнее обучение: взвешиваем плюсы и минусы
Согласно исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» количество детей, обучающихся на семейном образовании, в России увеличилось почти в два раза с 2018 года. По данным на 2023 год семейную форму обучения выбрали более 64 000 семей. В основном это ученики начальной школы.
Эксперты связывают этот значительный рост с пандемией COVID-19. В период локдауна многие семьи вынужденно перевели своих детей на дистанционное обучение, которое дало им возможность оценить преимущества семейное образование.
Семейное образование предполагает, что родители или опекуны берут на себя ответственность за обучение ребенка и составляют для него индивидуальный учебный план. Такой подход позволяет учитывать особенности и потребности каждого ученика, а также предоставляет большую гибкость в выборе темпов и методов обучения.
Кроме того, семейная форма обучения может быть привлекательным вариантом для семей, которые недовольны качеством образования в государственных или частных школах, ищут более индивидуальный подход или имеют детей с особыми образовательными потребностями.
Согласно статистическим данным лишь 5% родителей выбирают семейную форму обучения, руководствуясь особенностями здоровья детей, а более 50% определяют свой выбор большей эффективностью такого обучения.
Разберемся в плюсах и минусах традиционного очного обучения в школе и семейного образования.
Традиционно сторонники школьного обучения отмечают в качестве преимуществ социализацию ребенка - школа предоставляет детям возможность общаться со сверстниками и развивать социальные навыки, которые необходимы для успеха в жизни.
Еще одним положительным моментом является структурированная учебная программа. Школы следуют установленной учебной программе, которая гарантирует, что дети получают всестороннее образование. При этом контроль за выполнением программы, срокам обучения, качеством образования осуществляют компетентные органы.
Для родителей, чей ребенок посещает школы, нет необходимости проверять квалификацию педагогов. Это ответственность лежит на работодателе – подбор квалифицированных педагогов. Учителя в школах обычно имеют квалификацию и опыт в преподавании конкретных предметов.
Помимо этого, школы предоставляют доступ к различным ресурсам, таким как библиотеки, лаборатории и спортивные сооружения, школьники имеют возможность получать бесплатные учебники и учебные пособия, что важно для семей с невысоким уровнем дохода. В связи с последним обстоятельством следует отметить еще одно преимущество школы - возможности внеклассной деятельности. Школы часто предлагают широкий спектр бюджетных внеклассных мероприятий, занятий в объединениях системы дополнительного образования, таких как спорт, клубы и творческие занятия. Безусловно, существуют и внебюджетные услуги, однако в общеобразовательных школах процент таких объединений гораздо меньше.
Поговорим и о минусах школьного образования. К ним можно отнести большие классы. Классы в школах могут быть большими, что может затруднить индивидуальный подход к каждому ученику. Наполняемость учеников в классах, как правило, превышает 20 человек, может достигать и 32-35 учеников.
Стабильность, которую дают школы родителям структурированные учебные программы с другой стороны характеризуются ограниченной гибкостью. Школы имеют установленное расписание и правила, что может быть ограничивающим для некоторых семей, например, при планировании отпуска.
В силу своей структуры и правил школьная среда может быть стрессовой и конкурентной, что может негативно сказаться на мотивации и самооценке учеников. Педагогами не всегда учитываются индивидуальные потребностиученика. Учебная программа и методы преподавания в школах могут не соответствовать индивидуальным потребностям и стилю обучения каждого ученика.
Все вышеперечисленное относится как к частным, так и государственным школам. Что касается первых, следует отметить, что посещение частных школ может быть дорогим, что также снижает привлекательность обучения.
Ежегодно число учеников, получающих образование в формате обучения на дому, увеличивается на 2-8%. Чем привлекает семьи домашнее обучение?
К безусловным плюсам семьи относят индивидуальный подход. Родители могут адаптировать учебную программу и методы преподавания в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами своего ребенка. Вместе с этим обеспечена и свобода выбора учебных материалов, когда родители могут выбирать учебные материалы, соответствующие их ценностям и убеждениям. Такая форма обучения обладает высоким уровнем гибкости: домашнее обучение позволяет семьям устанавливать собственные расписания и темпы обучения. Все это приводит к отсутствию стресса и конкуренции. Домашняя среда может быть менее стрессовой и конкурентной, что может способствовать положительному отношению к обучению.
Есть еще один субъективно важный фактор - более глубокие семейные узы. Обучение на дому позволяет родителям проводить больше времени со своими детьми и укреплять семейные узы.
Противники домашнего обучения относят к минусам ограниченную социализацию. Домашнее обучение может ограничивать возможности ребенка общаться со сверстниками и развивать социальные навыки. Они утверждают, что домашнее обучение может привести к изоляции детей от внешнего мира. Долгое время вероятность этого была велика, однако в эпоху развития виртуальных пространств, увеличения контактов детей и взрослых в социальных сетях, различных сообществах, это утверждение подвергается сомнению.
К числу сложностей, которые часто отмечают как минус обучения дома, относят необходимость специальных знаний: родители должны иметь знания или получить их в области обучения, чтобы эффективно обучать своих детей.Кроме того, домашнее обучение может не предоставлять доступа ко всем ресурсам, имеющимся в школах, таким как лаборатории и спортивные сооружения. В современном образовательном пространстве уже в открытом доступе существуют виртуальные лаборатории по ряду предметов, что тоже требует дополнительных усилий по их освоению.
Исходя из этих данных, эксперты отмечают, что переход на семейное образование требует от родителей значительных усилий и ответственности. Им необходимо обладать достаточными знаниями и навыками, чтобы обеспечить своему ребенку качественное образование. Кроме того, детям, обучающимся на семейной форме обучения, может не хватать социализации и внеклассных мероприятий, которые доступны в традиционной школьной среде. Здесь от родителей вновь потребуется продуманно организовать посещение ребенком занятий в системе дополнительного образования, кружков, секций, где будет формироваться круг общения ребенка.
В целом, рост числа обучающихся на домашнем обучении в России свидетельствует о том, что все больше семей видят в нем ценную альтернативу традиционному школьному образованию. Важно, чтобы государство и образовательные учреждения поддерживали семьи, выбирающие семейное образование, обеспечивая им необходимыми ресурсами и консультациями.
Вопрос о том, отдавать ли ребенка в школу или обучать его на дому, является важным решением, которое должны принять родители. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, поэтому важно тщательно рассмотреть их, прежде чем принять решение.
Если родители решают отдать своего ребенка в школу, им следует искать школу с благоприятной учебной средой, квалифицированными педагогами и возможностями для социализации. Если они решают обучать своего ребенка на дому, им следует убедиться, что у них есть знания и ресурсы для предоставления своему ребенку качественного образования.
В конечном счете, лучший вариант для ребенка - это тот, который обеспечивает ему всестороннюю и поддерживающую образовательную среду, которая позволяет ему достичь своего полного потенциала.
кандидат педагогических наук, эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Екатерина Змиевская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: