Социальные медиа в инклюзивном образовательном процессе
Одной из важных задач современного образования является формирование коммуникативной компетентности выпускника школы, его готовности активно участвовать в гражданских процессах, реализовывать командные решения в различных жизненных контекстах. Инклюзивная стратегия развития нашего общества также требует от выпускника школы готовности к эффективной коммуникации и сотрудничеству с разными людьми, по-разному воспринимающими окружающий мир, иногда реагирующих на него своим «особым» способом. На современном социально-экономическом и технологическом этапе развития общества средой для формирования и развития таких компетенцийявляется не только среда семьи, класса, школы, но и виртуальная среда практически в равной степени.
Так, «Лабораторией Касперского» было проведено исследование вовлеченности российских школьников в мир социальных сетей. Исследование показало, что «большинство мальчиков и девочек — более 74 процентов — используют ресурсы глобальной сети для игр, 71 % — для просмотра фото и видео, 68 % — для коммуникаций и общения с друзьями. У менее половины (46 %) российских детей личные гаджеты задействованы в образовательных целях, немногим более трети (35 %) применяют их для оперативного получения тех или иных интересующих сведений» [1].
Социальные медиа, к которым можно отнести и наиболее распространенные социальные сети,могут выступать и как среда, способствующая достижению обозначенных целей, являясь организованным педагогическим процессом. Безусловно необходимо понимать, что использование социальных сетей в образовательном процессе может выступать лишь его дополнительной составляющей, способствуя решению таких задач как:
• Также аккаунт в социальной сети может быть создан как поддерживающая среда учебного процесса. Учитель может выкладывать детям интересные факты по изучаемым темам, делиться ссылками, презентациями, видеороликами, игровыми приложениями, аудиозаписями, а такжеподдерживать аналогичную активность учеников. Учитель может организовать конкурсы на лучший учебный тематический контент, оценивать который будут участники данного сообщества. Ученики могут задавать уточняющие вопросы по изучаемому или пройденному материалу. Решению академических и жизненных задач могут способствовать также совместные проекты, которые обсуждают и реализуют ученики школы в социальной сети (например, проведение исследования на заданную тему с использованием инструментов социальной сети). Аккаунт в социальной сети, используемый в академических целях, также может является неким ресурсом, аккумулирующим тематическую информацию. Все ученики имеют возможность вернуться к пройденной теме при подготовке к контрольным работам и экзаменам.
• Межличностное взаимодействие участников аккаунта в социальной сети способствует тому, что они лучше узнают друг друга, интересы, достижения, способности, не всегда проявляемые в условиях школы. Это способствует формированию дружеских связей и отношений, пониманию разности и общности всех и каждого.
• Формирование родительско-детского сообщества в рамках общего аккаунта. Вовлечение родителей в жизнь класса через целенаправленные вопросы к ним, поздравления, исследования, совместного решения текущих проблем.
Одной из основных задач учителя при создании аккаунта в социальной сети является формирование безопасного виртуального пространства для всех его участников. Кроме общих требований к безопасному поведению в сети Интернет (конфиденциальность логинов и паролей; психология виртуального общения) важно профилактировать и не попустительствовать явлениями кибербуллинга в отношении конкретного ребенка. Важно собственным примером давать образцы правильных реакций на нежелательное поведение. Аккаунт класса в социальной сети должен быть местом, где комфортно каждому его участнику. Это не школьный класс, где вопросы дисциплины зачастую занимают ключевое место.
В контексте формирования инклюзивной культуры участников сообщества важно помнить об этичности и современности языка постов и сообщений:
• Описания на тему инвалидности должны быть достоверными и соответствующимисовременным научным представлениям.
• Важно фокусировать внимание читателей на роли, которую играют люди с инвалидностью в обществе (в классе).
• Все формулировки, где обозначается человек с инвалидностью должны основываться на формуле «человек на первом месте» (не слепой, а человек с нарушениями зрения).
• Если среди участников сообщества есть люди с интеллектуальными трудностями используйте простые и краткие формулировки (формат Easy Read).
• Если среди участников сообщества есть люди с сенсорными нарушениями (зрение, слух) визуальный и аудио контент дублируйте доступными форматами (перевод жестового языка, шрифт Брайля, крупный шрифт, субтитры с переводом в режиме реального времени и т. д.).
• Фото и видео материалы с участием людей с инвалидностью должны показывать их во всем многообразии. в различных ролях в повседневных рабочих и социальных ситуациях.
Более подробно о формировании инклюзивной культуры сообщества в социальной сети можно почитать в Руководстве по инклюзивной коммуникации на тему инвалидности ООН.
В заключении хочется пожелать педагогам не бояться социальных сетей, активнее их использовать в образовательном процессе, так как виртуальное пространство сегодня — это полноценная среда социализации наших учеников. Таким образом мы вступаем в их эру будущего и сможем идти там какое-то время вместе, развивая и развиваясь.
Литература
1. «Лаборатория Касперского» изучила вовлечённость российских детей в мир соцсетей и гаджетов (3dnews.ru)
Ваш кандидат педагогических наук, эксперт ФАДО, Тюрина Надия
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: