Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 551-52-41

 —  —  — Создание специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ

<

Создание специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ

Создание специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ
01.09.2022

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный Закон статья от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон регламентирует получение качественного образования при создании специальных условий, направленных на коррекцию нарушений развития и социальной адаптацииОграниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное ПМПК (психолого – медико-педагогической комиссией) и препятствующее получению образования без создания специальных образовательных условий. В нашей статье мы рассмотрим понятие специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ при реализации различных адаптированных программ.


Специальные условия образования:


1. Использование специальных образовательных программ (для детей с ТНР, ЗПР, интеллектуальными нарушениями, РАС, НОДА, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих и т. д.)

2. Использование специальных методов, приемов и способов обучения и воспитания.

3. Использование специальных учебных пособий, дидактических материалов, учебников. Например, учебники для слепых и слабовидящих созданы с учетом ОВЗ (рельефно-точечный шрифт, рельефный графический материал, «озвученные учебники», фонический материал).

4. Использование специальных технических средств обучения. Например, для детей обучающихся с ОВЗ по зрению используют альтернативные форматы печатных изданий, размещают справочную информацию в адаптационной форме (дублирование шрифтом Брайля), адаптируют официальные сайты образовательных организаций в сети интернет с учетом особых потребностей.

5. Предоставление услуг ассистента и тьютора. Ассистент – это человек (в качестве ассистента может выступать родитель), который помогает ребенку в передвижении, в приеме пищи, переодевании, других навыках самообслуживания, в которых нуждается ребенок исходя из своих индивидуальных возможностей. Ассистент назначается ПМПК не зависимо от наличия или отсутствия инвалидности. Основанием могут стать поведенческие особенности, низкая психосоциальная адаптированность, неразвитость коммуникативных навыков.

Тьютер – это педагогический работник, который оказывает помощь ребенку в усвоении образовательной программы. Он непосредственно участвует в реализации АООП (адаптированной основной образовательной программы) и осуществляет взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. 


6. Проведение индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тифлопедагог, сурдопедагог и т. д.)
7. Другие специальные условия. Например, определенное расположение рабочего места в классе, условия соблюдения охранительного педагогического режима (нагрузки, распорядок дня, профилактика стрессовых ситуаций).

Перечень специальных условий образования определяет ПМПК. Следует отметить, что заключение ПМПК носит рекомендательный характер. Но если родитель предоставляет в образовательную организацию заключение, оно является основанием для создания специальных условий, прописанных в нем. 


Так, если ребенок с парциальным недоразвитием отдельных компонентов психической деятельности с выраженным недоразвитием речи (ТНР) дошкольного возраста с сохранным интеллектом, он имеет право претендовать на оказание услуг учителя-логопеда и педагога – психолога в условиях коррекционного логопедического детского сада. Так же прописывается наблюдение врача невролога.


Ребенку младшего школьного возраста, имеющего ТНР, рекомендуется адаптированная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями вариант 5 и дополнительные занятия с учителем-логопедом по коррекции звукопроизношения (при необходимости) икоррекции нарушений чтения и письма, а также занятия с педагогом-психологом по развитию психических функций (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов).


Ребенку с ЗПР (задержкой психического развития) рекомендуется адаптированная программа для детей с ЗПР и дополнительные занятия с логопедом, психологом, учителем – дефектологом, сопровождение врача психиатра. Эти специальные условия реализуются на базе образовательного учреждения на основании заключения ПМПК.


Таким образом, содержание образования и условий организации обучения детей с ОВЗ осуществляется в рамках адаптированных программ, которые рекомендует ПМПК, определяя специальные условия образования для каждой из них, с учетом особенностей ребенка.




Если вы хотите получить новую профессию: учитель-логопед, дефектолог, воспитатель или учитель начальных классов, освоить дополнительные навыки, получить диплом об образовании, мы приглашаем вас пройти обучение в Академии ФАДО.


Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку