Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания
27.10.2023

“Основной целью воспитания человека может быть только сам человек. А в человеке цель воспитания составляет душа”.

                                               К. Д. Ушинский

        Каждая женщина, становясь матерью, задумывается над тем, как правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос зрелой, самодостаточной личностью, привить ему духовные нравственные ценности, воспитать в нем разностороннего, честного, порядочного человека. Но любая дисгармония в семьеошибки воспитания приводят к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка. Поэтому следует внимательно относиться к выбору приемов и методов воспитания ребенка с целью сохранения его здоровья во взрослой жизни. 


Выделяют шесть основных стилей семейного воспитания:


● Авторитарный

При данном стиле воспитания родители выступают в роли неких надзирателей жизни ребенка, то есть происходит игнорирование того самого “пряника”, который создает баланс в системе поощрений и наказаний. Маму - диктатора отличает высокая требовательность к ребенку, постоянное стремление все держать под своим контролем. Она живет по принципу “Я мать. И только я знаю, что нужно моему ребенку”. Требуя беспрекословного послушания и ограничивая его свободу, мама лишает ребенка возможности расти и взрослеть, брать на себя ответственность, принимать решения, выбирать. Руководствуясь благими намерениями, авторитарные родители лишают ребенка сочувствия и заботы, осуществляя жесткий контроль и руководство над поведением и действиями ребенка. Так ребенок становится робким, невротизированным, беспомощным и зависимым от чужого мнения, или наоборот, конфликтным и агрессивным, имея большие затруднения адаптации к социуму.


● Либеральный

При таком стиле воспитания наблюдается совершенно противоположная картина. Ребенокпо большей части предоставлен сам себе. Ему дано полное право выбора. Мать руководствуется только интересами и желаниями ребенка, не устанавливая определенных рамок и границ. Соответственно у ребенка не формируется представление о социально приемлемых формах поведения и морали. Он очень эгоистичен, беспринципен, не хочет считаться с мнением других людей, не умеет их уважать. Выращенный в обстановке вседозволенности, ребенок подвержен психологическим проблемам, депрессиям, он не способен выстраивать социальные отношения и вступать в прочные эмоциональные связи. 


● Демократичный

Стиль воспитания, при котором родительосуществляет контроль, но при этом дает право выбора и слова. Ребенку четко обозначаются границы дозволенного и неприемлемого, выбирается устойчивая система поощрений и порицаний. Ребенок находится в активной позиции, учитывается его мнение, пожелания, интересы. Родитель требует осмысленного поведения, последовательности, анализа своих поступков, воспитывая твердость в соблюдении дисциплины. Умение договариваться, находить компромиссы, уважение, взаимопонимание и эмоциональная поддержка приводят к созданию здоровой атмосферы любви и заботы в семье. Ребенок растет активным, любознательным, с чувством собственного достоинства, ответственным, независимым, умеющим устанавливать прочные социальные связи с окружающим миром.


● Опекающий

Гиперопека — это стиль семейного воспитания, в основе которого лежит безоговорочное стремление матери во всем обезопасить и оградить своего ребенка. Прикрываясь всепоглощающей любовью, мама воспитывает удобного для себя ребенка, который всегда и во всем слушается: “Я тебя люблю. Я твоя мама, поэтому только я знаю, что тебе по-настоящему нужно”. Очень напоминает авторитарный стиль воспитания, не правда ли? Мама так же манипулирует и оказывает давление на ребенка своей “удушающей” любовью, пытаясь завладеть им полностью и не давая возможности повзрослеть. Разница лишь в том, что у ребенка сохраняется право выбора. Гиперопека подавляет инициативу ребенка, воспитывает в нем беспомощность, покорность и безволие.


● Отчужденный

Мама абстрагируется от воспитания ребенка, занимаясь собственной жизнью, не вторгаясь в его личное пространство, внутренний мир, круг интересов. При этом не посвящает ребенка и в свою частную жизнь, механически выполняя функции родителя. Держит ребенка на дистанции, демонстрирует свое безразличие, ребенок чувствует себя одиноким и ненужным. Вырастает неуверенным в себе, замкнутым, недоверчивым, апатичным, зачастую может проявлять агрессию, имеет большие сложности установления близких отношений с людьми. 


● Хаотичный

Характеризуется постоянной сменой моделей поведения со стороны родителей. Мать может менять авторитарный стиль воспитания на либерально-попустительский. Ребенок дезориентирован, растерян. Еще вчера мать строго выбирала для него круг общения, а сегодня говорит: “Выбирай сам, чем тебе заниматься. Это твоя жизнь”. При таком стиле воспитания к ребенку не предъявляются конкретные требования, не ставятся определенные цели. Методы и средства воспитания хаотично сменяют друг друга, приводя к невротическим реакциям у ребенка,возникновению тревожности, неуправляемости, импульсивности. У ребенка отсутствует самоконтроль, зрелость суждений, снижены волевые регуляции поведения, что приводит к нарушениям в социально-правовой сфере жизни. 


“Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребенка”. 

                                                   В. А. Сухомлинский.

                                                   Материал подготовила                           Парфенова Анна Игоревна,

эксперт Академии ФАДО, логопед-дефектолог, психолог 

 





Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку