Учитель – логопед и дефектолог: в чем разница?
Для большинства родителей, столкнувшихся с речевыми проблемами своего ребенка, возникает вопрос, к какому специалисту обратиться, к учителю – логопеду или дефектологу, в чем разница между педагогом и врачом?
В нашей статье мы рассмотрим отличие работы логопеда и дефектолога, в чем особенность каждой из этих специальностей.
Учитель – логопед и дефектолог осуществляют деятельность на стыке педагогики, психологии и медицины, но не являются врачами. Медикометозное сопровождение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями осуществляет врач – невролог, применяя ноотропные препараты для стимуляции речевых зон. В компетенции врача-психиатра находятся дети, у которых помимо нарушений речевого развития, наблюдается интеллектуальная недостаточность.
Главное отличие заключается в том, что учитель – логопед взаимодействует с детьми, имеющими норму интеллекта. Это узкопрофильный специалист, в компетенцию которого входит только устранение речевых нарушений. Логопед работает с интеллектуально сохранными детьми, имеющими задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение звукопроизношения, заикание, дислалию, дисграфию, алалию и афазию. Главная задача логопеда – развитие всех компонентов речи, в зависимости от возраста ребенка и тяжести речевых нарушений. Коррекционная логопедическая работа направлена на обогащение словарного запаса, использование речи как средства коммуникации, артикуляционной моторики, формирование фонематических процессов, развитие грамматического строя речи, связной речи, устранение дефектовзвукопроизношения и овладение навыками чтения и письма. Таким образом, ребенок нуждается в помощи логопеда в случае, если его проблема сводится только к наличию речевых нарушений при отсутствии сопутствующих патологий развития.
В то время, как дефектолог является специалистом более широкого класса, и занимается не только развитием речи, но и познавательной сферой в целом. Дефектолог взаимодействует с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения. В случае, если у ребенка обнаруживается снижение слуха, с ним работает дефектолог более узкой специализации – сурдопедагог, при нарушении зрения – тифлопедагог, дети с умственной отсталостью находятся в компетенции олигофренопедагога. Не будучи врачом, дефектолог не занимается лечением перечисленных патологий, но помогает компенсировать дефекты, обусловленные данными заболеваниями. В этом случае речевые нарушения вторичны, так как речь это производная мыслительных функций. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Дефектолог занимается формированием временных представлений, пространственной ориентировки, развитием свойств внимания, восприятия, воображения, мнестической и мыслительной деятельности, формирует математические представления, общую осведомленность, а так же работает с особенностями эмоционально-волевой сферы и созданием условий для успешной адаптации ребенка в социуме, прививает социальные и бытовые навыки. Таким образом, задача дефектолога заключается не только в устранении речевых нарушений, но и в социализации, обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.
Еще одним немаловажным отличаем является тот факт, что дефектолог работает с ребенком уже с годовалого возраста. Занимается вызыванием речи, развитием мелкой и общей моторики, формированием сенсорных эталонов, представлений об окружающем мире. Таким образом, он подготавливает почву для работы логопеда, взаимодействие с которым осуществляется с трех лет.
Следует отметить, что дети с тяжелыми нарушениями речи имеют парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности, поэтому учителю – логопеду очень важно владеть дефектологическими навыками для повышения эффективности своей работы. И, наоборот, знания логопедии для всех дефектологов является не менее важным, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у детей с интеллектуальной недостаточностью, поэтому подготовка дефектолога предполагает обучение логопедическим навыкам коррекции, методам и приемам по развитию речи. Кроме того, находясь на стыке педагогики и медицины, в курс обучения дефектолога включаются такие дисциплины, как клиническая психология, патопсихология, неврологические основы дефектологии, нейродиагностика лиц с ТНР.
Сложность выбора специалиста заключается в том, что часто ребенок имеет сочетанные нарушения и нуждается в комплексной работе с логопедом и дефектологом, и для дифференциации первичного дефекта речевых нарушений или познавательной сферы, необходимо прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, где проводится комплексная диагностика и определяется образовательный маршрут ребенка с применением необходимых для него специальных условий и службой сопровождения.