Условия успешности инклюзивного образования
Обсуждение аргументов за и против инклюзии, как социальной и образовательной инновации, так или иначе приводит нас к решению, что сегодня включение обучающихся с ОВЗ является реальной педагогической практикой. Исходя из этого нам необходимо подумать о том, как сделать ее максимально эффективной и реально работающей на благо общественного развития.
В исследованиях зарубежных методологов инклюзивного обучения Тони Бут, Мэл Эйнскоу и других авторов, говорится о том, что, качество инклюзивного процесса в образовательной практике может быть отмечено тремя ключевыми показателями: инклюзивная политика, инклюзивная практика и инклюзивная культура [1].Рассмотрим более подробно каждый из данных показателей и уточним их содержание с тем, чтобыопределить, что необходимо достичь, чтобы инклюзивное образование было успешным.
Инклюзивная политика предполагает, что администрация образовательной организации принимает все необходимые меры, чтобы инклюзия была принимаемой ценностью и имела свое практическое воплощение на всех уровнях. В первую очередь должен быть учет всех аспектов инклюзии в нормативно-правовой документации образовательной организации. Политика администрации школы должна поощрять участие всех субъектов деятельности, вне зависимости от наличия или отсутствия ограничений, во всех аспектах функционирования и управления школой, в соответствии с общим нормативным положением. Например, в управляющий совет школы входят родители, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью, или сами такие школьники. Администрация школы обозначает и развивает образовательную организацию с учетом инклюзивной ориентации: планирует развитие доступной инфраструктуры, подготовки кадров, образовательных программ.
Инклюзивная практика отражает включение всех учеников в учебную деятельность и учитываетих разнообразие непосредственно в учебном и внеучебном процессах. Инклюзивная практика основывается на подходах универсального дизайна в образовании, где рассматриваются как равноценные и легитимные разные стратегии познания окружающего мира, способыреагирования на него, а также предоставления обратной связи. Инклюзивная практика поощряетактивные действия учеников в учебном процессе, в том числе, за счет реализации всех знаний и опыта, полученных вне школы.
Одним из важнейших показателей инклюзии является инклюзивная культура, которая способствует консолидации всего школьного сообщества (администрация, родители, педагоги, ученики) на основе инклюзивных ценностей. В школе с подлинной инклюзивной культурой поощряется сотрудничество всех субъектов деятельности, при этом каждый из них рассматривается как способный на достижениемаксимальных результатов. Основными инклюзивными ценностями можно назвать следующие:
➢ Каждый ученик в школе самоценен.➢ Ученики помогают друг другу.
➢ Педагоги школы сотрудничают друг с другом.
➢ Педагоги школы и ученики уважают друг друга.
➢ В отношениях между профессиональным и родительским сообществом школы присутствуют отношения партнерства.
➢ Учителя/преподаватели (общие и специальные) и тьюторы составляют единую команду и работают совместно.
➢ Местное сообщество участвует в жизни школы.
➢ Школа действует против любых форм дискриминации учащихся.
Исходя из краткого анализа принятых в международной теории и практике показателей эффективности инклюзивного образования, можно сделать вывод, что успешность определяется следующими условиями:
➢ системностью действий всех субъектов образовательной практики;➢ вовлеченностью всех субъектов образовательной деятельности;
➢ сформированной системой ценностей.
Казалось бы, что вполне достижимые условия, однако, в реальной педагогической практике мы наблюдаем за сложностями с их воплощением. Однако, однозначно нужно сказать, что в России накоплен опыт успешной инклюзивной практики и именно он нуждается в максимальной трансляции, широкой апробации и последующем внедрении.
Литература
1. Показатели инклюзии. Практическое пособие. Развитие атмосферы участия в школах. Разработка инклюзивной ПОЛИТИКИ Развитие инклюзивной ПРАКТИКИ Создание инклюзивной КУЛЬТУРЫ Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под редакцией Марка Вогана, основателя Центра изучения инклюзивного образования. Бристоль, Великобритания https://2017.perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/pokazateli-incliuzii.pdf?ysclid=l19...