Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

 —  —  — В классе ученик с ОВЗ. Что важно знать учителю? Обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

В классе ученик с ОВЗ. Что важно знать учителю? Обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

В классе ученик с ОВЗ. Что важно знать учителю?! Обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
04.10.2023

Инклюзивное образование сегодня это уже педагогическая реальность. В соответствии с нормативными документами в каждую школу может прийти ученик, имеющий те или иные особенности развития. Учителю важно заранее быть готовым к тому, что в классе есть ученик с нарушением опорно-двигательного аппаратаречи, слуха или зрения, с интеллектуальными или эмоционально-волевыми особенностями развития


В этом месяце открываем серию коротких публикаций для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей. Постараемся отразить специфику организации образовательного процесса в зависимости от особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ. Начнем с обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). 


К нарушениям опорно-двигательного аппаратаотносятся - детский церебральный паралич (ДЦП), последствия полиомиелита, миопатия, недоразвитие и деформация опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространённая группа обучающихся с НОДА это дети с ДЦП. Однако и эти дети в своем составе очень разнообразны как по двигательным, так и по интеллектуальным возможностям. Важно, что далеко не всегда возможности двигательной сферы коррелируют с интеллектуальными. В класс может прийти ученик, который не ходит самостоятельно, не сидит без специальной посадки, не говорит и не удерживает письменные принадлежности. Однако, интеллектуальное развитие такого ученика может быть соответствующим своему возрасту. 


Какие же особенности психического развития характерны для большей части учеников с НОДА ипедагог должен их учитывать:


• нарушения пространственной ориентировки(в схеме тела, в ближайшем и дальнем пространстве) сказываются на формировании сенсорных эталонов формы, величины; целостных представлений о предмете; временных представлений; освоении письма;  
• сложности с вниманием и памятью. Память такого ученика характеризуется недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации;    
• речевые нарушения, среди которых наиболее распространенной является дизартрия, характеризующаяся выраженными нарушениямизвукопроизношения и мелодико-интонационной стороны речи. Могут наблюдаться трудности с приемом пищи, слюнотечение, синкенезии(содружественные движения) или гиперкинезы (насильственные движения) в области речевой моторики. Все это влияет на разборчивость речи ученика;   
• в интеллектуальном развитии у обучающихся с НОДА чаще встречается задержка психического развития (ЗПР) органического генеза, которая проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях;
• в целом все психические функции развиваются неравномерно в зависимости от их связи с двигательным анализатором; 
• в эмоциональной сфере может отмечаться повышенная возбудимость, лабильность настроения, разнообразные страхи.  


Представленные характеристики носят обобщенный характер и для составления портрета конкретного ученика требуется углублённое психолого-педагогическое изучение командой специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог). 


В процессе учебной деятельности учитель может отметить для себя следующие особенности такого ученика:


➢ Из-за трудностей речевого развития ученик может отвечать очень лаконично, иногда используя речевые штампы, прибегая к длительным паузам после вопроса (требуется время для сосредоточения). Иногда ученик может вообще избегать устных ответов из-за высокой неразборчивости речи. 
➢ Нарушения фонематического слуха могут приводить к специфическим ошибкам на письме, а моторные трудности и несформированность зрительно-моторной координации приводит к задержке формирования навыка письма, его специфичности (не удерживает строку, размер букв).
➢ В силу социальной депривации (не всегда) у ребенка может быть ограничен социальный опыт, а вследствие этого ограничен словарь, что приводит к трудностям понимания значения отдельных слов, выражений.   
➢ Астенизация, свойственная данной категории обучающихся, приводит к тому, что дети быстрее устают на уроке, в течении дня. Им трудно включится в работу, трудно переключится с одного вида деятельности на другой. 

Исходя из перечисленных особенностей педагогам можно порекомендовать:


• узнать о психофизических возможностях конкретного ученика, для этого следует побеседовать со специалистами службы сопровождения образовательной организации, родителями. 
• контакт с родителями позволит педагогу выяснить возможности ребенка, которые он не всегда проявляет в классе; его интересы и увлечения, сильные стороны личности, а также дефициты, которые стоит учитывать в своей работе; дополнительные занятия, которые посещает ребенок вне школы (д/с). 
• на уроке (занятии) педагог может использовать разнообразные комплексы гимнастики для кистей рук, включать в урок коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на преодоление имеющихся дефицитов; рекомендуются специальные прописи, печатные задания, для развития графомоторныхнавыков.
• часть письменных заданий может быть заменена на специальные печатные бланки (чек-листы, списки) с целью снятия нежелательного мышечного напряжения;
• эффективно использование интерактивных средств обучения (компьютера, планшета);
• для детей с выраженными моторными трудностями необходимо предусмотретьиспользование специальных технических приспособлений (ассистивных средств): специальная клавиатура, адаптированная мышь (джойстик, трекбол, сенсорный планшет), контроллер управления взглядом (айтрекер). 

Обучающийся с НОДА в инклюзивном классе как правило получает коррекционно-развивающую помощь у других специалистов (логопед, дефектолог, психолог). Учителю важно быть с ними всегда на связи, обсуждать текущие достижения и трудности. Консолидированный взгляд и направленная работа дадут больший результата как в образовательном, так и коррекционном плане.  


В заключении надо сказать, что работа с учеником с НОДА расширяет педагогический инструментарий педагога, помогает ему развивать свою педагогическую рефлексию и интуицию. Желаем вам успехов на этом интересном пути!


Кан.пед.наук, эксперт ФАДО: Тюрина Надия




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку