Видеть, слышать, ощущать – KPI первых лет жизни! (часть 1)
Для тех, кому не очень понятен смысл статьи из ее названия, помогу. Мы будем говорить о значении и важности развития восприятия у младенцев и детей раннего возраста.
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже период жизни человека от рождения до 2 лет определял как стадию формированиясенсомоторного интеллекта. Он говорил, что органы чувств и движения ребёнка открывают ему окружающий мир, позволяют формировать связи между тем, что он делает и теми последствиями, которые наступают. Например, малыш раскрыл ладонь и предмет упал на пол, при этом издал звук и покатился. А с другим предметом тот же фокус дал другой результат: предмет издал другой звук, не укатился, а остался лежать или вовсе разбился на части. Это и есть активное познание мира и своего места в нем. Пока это возможно только на основе активного манипулирования предметами, представить себе это малышу пока сложно.
Кампания ЮНИСЕФ #EarlyMomentsMatte была призвана подчеркнуть значение первых 1000 дней жизни ребёнка для его развития. «До трех лет клетки человеческого мозга создают до 1000 новых соединений каждую секунду, и эта скорость замедляется в более позднем возрасте» [1].
Ключевым аспектом раннего развития детей является интенсивное формирование слухового и зрительного восприятия. Эти два типа восприятия играют важную роль в становлении когнитивной, социальной и эмоциональной сфер человека. В данной статье мы рассмотрим, как развиваются слуховое и зрительное восприятие у младенцев и детей раннего возраста, какие исследования подтверждают эти данные, а также предложим рекомендации для родителей и педагогов.
Слуховое и зрительное восприятие начинают развиваться еще в период внутриутробного развития малыша и продолжают совершенствоваться в первые годы жизни.
Так, исследования показывают, что начиная с 28 недели беременности у малыша появляется возможность реагировать на голос матери. По данным исследования, проведенного в Университете Техаса, младенцы могут слышать звуки уже на 25-й неделе беременности (Kisilevskyet al., 2003). После рождения слух становится одним из основных способов общения с окружающим миром. На 9-10-й день ребенок вздрагивает и моргает в ответ на резкие звуки. В 18-20 дней родители могут увидеть, как малыш замирает и прислушивается к звукам окружающей среды, даже предпринимает попытки искать глазами источник звука. Важный феномен, подчеркивающий изначальное предпочтение ребенком социальных сигналов, состоит в том, что новорожденный малыш предпочитает голос своей матери другим голосам взрослых (DeCasper Fifer, 1980). Это предпочтение указывает на то, что слуховое восприятие играет важную роль в формировании эмоциональной связи между матерью и ребенком.
Слуховое восприятие продолжает развиваться в течение первых трех лет жизни. Младенцы начинают различать звуки речи, а к 6 месяцам они могут распознавать простые слова. В 7-8 месяцев они прислушиваются к тиканью часов, реагируют на шепот. К 9ти месяцам могут выполнять простые просьбы, имитировать звуки другого человека. К концу года появляются первые простые и облегченные слова – «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.
Зрение младенцев начинает развиватьсяприжизненно. К моменту рождения у ребенка сформированы безусловные зрительные рефлексы– реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. К 2–3 неделе формируются условно-рефлекторные связи, появляется предметное, цветовое и пространственное зрение. На что следует обратить внимание родителям и педагогам для оценки благополучия развития зрительного восприятия:
1 месяц — наблюдается кратковременная фиксация взгляда, зажмуривание при воздействии яркого света, а также фокусировка на контрастном светящемся объекте в пространстве.
2 месяц — регистрируется способность фиксировать и отслеживать взглядом движущиеся объекты.
3 месяц — увеличивается продолжительностьфиксации взгляда. При наблюдении за объектами в различных плоскостях происходит синхронное движение глаз и головы. Дети способны прослеживать объекты как в положении на животе, так и в вертикальном положении.
4–5 месяцы — появляется внимательное исследование объектов и лиц. Дети начинают захватывать предметы, попадающие в поле их зрения.
6–8 месяцы — развивается способность узнавать знакомые лица. Дети могут отслеживать падение игрушки, активно рассматривать объекты, манипулируя ими обеими руками. Появляется интерес или удивление при встрече с незнакомыми предметами, а также предпочтение к захвату и манипуляциям с цветными объектами.
9–10 месяцы — наблюдение за взрослыми, а также реакция на их мимику и жесты становятся более выраженными. Дети начинают показывать предметы по просьбе взрослого и способны отслеживать движущиеся объекты на значительном расстоянии.
11–12 месяцы — появляется способность узнавать изображения предметов на картинках. Дети активно исследуют визуальную среду, в том числе через манипуляции с деталями или частями объектов.
Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка также свидетельствуют о благополучии в развитии зрительного анализатора. На что обратить внимание:
• эмоциональность, интерес ребенка при виде новых предметов;
• возможность контролировать взгляд присосредоточении внимания на объекте и его движении;
• возможность целенаправленно двигаться к предмету (ползти, идти, тянуть руку);
• эмоциональное реагирование на ситуации взаимодействии с человеком, как с предметами, так и в играх.
Исследования показывают, что младенцы предпочитают смотреть на лицо человека или его изображение. Такое предпочтение связано сврожденной способностью человека к социальному взаимодействию, настроенностью на эмоциональный контакт и формирование привязанности.
Источники:
1. «Ранние моменты имеют значение» для развития мозга детей
Кандидат педагогических наук,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Надия Тюрина
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: