Влияние гаджетов на развитие ребенка в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
В современном мире цифровых технологий гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни и жизни наших детей. По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, у 25 % детей он появляется уже в 3 – 4 года. В нашей статье мы представим обзор исследований отечественных и зарубежных ученых на тему влияния гаджетов на развитие ребенка.
Сотрудники факультета психологии МГУ имени М. И. Ломоносова исследовали влияние экранного времени на уровень развития детей. Результаты исследования были представлены на международном симпозиуме памяти Л. С. Выготского, участниками которого стали 5 тысяч спикеров и слушателей из 31 страны. Результатами исследования стали следующие выводы. Дети, которые пользуются гаджетами не более часа в день, оказались эмоционально устойчивее, менее подверженными возникновению тревожности и невротических реакций. Было выявлено, что длительный просмотр видео, мультфильмов негативно влияет на восприятие и способность ребенка обрабатывать вербальную информацию. При этом активное экранное время не более часа в день (развивающие игры, образовательные приложения) не представляют значимой угрозы. В выборке так же исследовались дети, которые имеют взаимодействие с гаджетами только по выходным. И в отличии от детей, которые пользуются гаджетами ежедневно, у них оказались выше показатели по развитию регуляторных функций, эмоционального самоконтроля и произвольности поведения. Уровень интеллектуального развития детей был выше у той группы, где дети пользовались гаджетами для прослушивания музыки, рисования, пользуясь такими приложениями, как навигатор, секундомер, ежедневник, результатом чего стало развитие пространственно-временной ориентировки. Екатерина Рыбакова, сооснователь фонда «Университет детства» заявила: ««Как мама четверых детей, я считаю, что главным параметром является то, с каким контентом взаимодействуют дети. Поэтому принципиально важна роль взрослого человека при взаимодействии ребенка с гаджетом – именно взрослый помогает выбрать правильные мобильные приложения, игры или мультфильмы, тот контент, который будет не только интересным, но и развивающим для ребенка. Тем самым гаджеты помогут взрослому создать зону ближайшего развития для ребенка, о которой говорил выдающийся ученый Лев Выготский». По словам руководителя исследовательского проекта, профессора Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергея Степанова, использование гаджетов умеренно, с учетом норм СанПина для развивающих и обучающих целей не будет негативно сказываться на становлении высших психических функций ребенка, восприятия, внимания, памяти и мышления. Сейчас ученые МГПУ совместно с Институтом психологии РАН разрабатывают технологии, которые помогут учителю обеспечить каждому ребенку оптимальную образовательную траекторию его развития и стать целесообразной и эффективной для самого ученика.
Исследователями Казанской государственной медицинской академии имени М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование семей, имеющих детей дошкольного возраста с целью выявления факторов, влияющих на развитие ребенка. У 50 % детей, пользующихся гаджетами более часа в день, были диагностированы проявления ОНР в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.
Американские ученые провели масштабное исследование с участием 11 тысяч детей раннего и дошкольного возраста и заявили, что дети, использующие гаджеты более часа в день, более склонны к проявлениям тревожности, неуверенности в себе, к возникновению внутренних комплексов и нарушениям коммуникации со сверстниками.
Ученые из Канадского университета Калгари исследовали 2,5 тысячи детей от 2 до 5 лет, которые пользовались гаджетами более 17 часов в неделю, и выяснили, что у большинства детей наблюдается снижение умственных способностей. Пагубное влияние на интеллектуальное развитие подтверждают эксперты Лайфу. Специалист в области психодиагностики детей по проблемам умственного развития Жанна Сафиуллина заявила, что при чрезмерном увлечении гаджетами с раннего возраста происходит смешение реальностей, возникают страхи, которые мешают усвоению школьной программы.
Преподаватель колледжа Уильяма и Мэри в Вирджинии Кюнг Хи Ким исследовала динамику роста креативного мышления у детей посредством теста Торренса. Проанализировав полученные результаты диагностики более трех ста тысяч анкет, Кюнг Хи Ким выясняла, что до середины 80-х годов, когда происходил постепенный прирост информации, уровень творческих способностей детей возрастал. В середине 80-х годов обществу стало доступно кабельное телевидение. В связи с его появлением произошла стабилизация креативности. И уже с начала 90-х годов наблюдается постепенное, но неуклонное снижение уровня креативного мышления, снижение качественных характеристик творческих способностей детей. С нарастающим внедрением гаджетов в жизнь детей, все больше наблюдалось снижение эмоциональной активности, воображения, гибкости мышления, вербальных способов коммуникации.
Таким образом, исследования влияния гаджетов в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых набирают все большую популярность в связи с востребованностью и остротой проблемы, возникающей необходимостью регламентировать использование гаджетов с целью здорового развития и обучения и воспитания детей.