Взаимообучение учеников как эффективная технология инклюзивного образования
В зарубежной практике взаимообучение среди одноклассников (peer tutoring) в инклюзивных школах является одной из наиболее популярных и эффективных технологий.
Собственно, сама идея данной технологии взята из реальных наблюдений за детьми. В обычной жизни, спонтанно, в игре, общении, быту дети учатся друг от друга. Уже в период Просвещения в английской школе города Саутуарк, учитель Джозеф Ланкастер, был вынужден один обучать более 300 учеников. Поиск путей оптимизации процесса привел его к тому, что он стал обучать группу наставников, которые в свою очередь учили остальных. В дальнейшем этот опыт получил большое распространение.
Исследования 20 века показали, что технология взаимного обучения одноклассников помогает:
• обучаемым, так как им предоставляется больше индивидуального внимания, задания подбираются в соответствии с их возможностями, предоставляется больше времени на их выполнение; обратная связь и поддержка от сверстника предоставляется быстро.
• обучающим, так как они расширяют и развивают собственные знания и навыки; формируется положительная самооценка и уверенность в себе, а также отзывчивость и чувствительность к другим. растет их уверенность
• педагогу, так как способствует сплоченности учеников, их социальной компетентности, а также освобождает время учителю для внимания к нуждающимся ученикам.
Взаимообучение предполагает, что один обучающийся под контролем педагога учит другого ученика. Важно, что подход, основанный на вовлечении учеников в активное и целенаправленное взаимодействие, может быть использован на всех уроках, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного цикла. Наилучшие результаты взаимообучение дает при автоматизации навыков и умений, в целях закрепления и актуализации знаний.
В общем виде, ситуация взаимообучения выглядит следующим образом: успевающий обучающийся учит отстающего ученика. Однако, групповой формат работы тоже может быть использован учителем, например, все ученики класса делятся на пары в соответствии с ролью обучающего или обучаемого. и выступают в роли обучающих и обучаемых.
Педагогам можно порекомендовать следующие подходы:
• пары могут формироваться, например один раз в неделю;
• важно планировать взаимообучение так, чтобыоно регулярно проходило в течении 15-20минут три-четыре дня в неделю;
• раздаточные учебные материалы должны позволять обучающему самостоятельно исправлять ошибки, например, чек-листы или карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на повторение и тренировку;
• учеников важно научить задавать вопросы, предоставлять подсказки и положительную обратную связь, исправлять ошибки,фиксировать процесс;
• первоначально обучающему нужно рассказать, как можно рассказать материал с разными примерами, как поддерживать верные ответы, и давать обратную связь в случае ошибок;
• для обучения обучающего используйте алгоритм «Пауза (возможность самостоятельно исправить ошибку), Подсказка, Похвала».
• важно мониторить успехи обучающихся, фиксировать и обозначать для всего класса успехи каждой пары.
Таким образом, начав использовать технологию взаимообучения в инклюзивном процессе обучения педагог создает в классе развивающую среду, способствующую развитию важных навыков, обозначаемых как мягкие или гибкие (отзывчивость, коммуникация, работа в команде, креативность и др.), повышает осознанность и мотивацию в учебном процессе, обеспечивает глубокое погружение в учебный материал, а самое главное конечно создает позитивную психологическую среду.
Кандидат педагогических наук, эксперт Академии ФАДО, Тюрина Надия
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: