Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Взаимообучение учеников как эффективная технология инклюзивного образования

Вам могут быть полезными:
«Современные техники преодоления дисграфии у детей раннего школьного возраста»
72 академ.часа
11 ВИДЕО-УРОКОВ/ 11 ПРЕЗЕНТАЦИЙ/ 5 РАБОЧИХ ТЕТР/ ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА/ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ПРАКТИК СО СТАЖЕМ БОЛЕЕ 16 ЛЕТ
Удостоверение ФАДО
«Проведение коррекционной работы по афазии с детьми в рамках ведения логопедической деятельности»
72 академ.часа
8 ВИДЕО-УРОКОВ/ 8 ПРЕЗЕНТАЦИЙ/ ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА/ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ПРАКТИК СО СТАЖЕМ БОЛЕЕ 16 ЛЕТ
Удостоверение ФАДО
Супервизия для логопедов
40 минут
Повышение квалификации дистанционно
Сертификат
Взаимообучение учеников как эффективная технология инклюзивного образования.
19.04.2023

В зарубежной практике взаимообучение среди одноклассников (peer tutoring) в инклюзивных школах является одной из наиболее популярных и эффективных технологий. 


Собственно, сама идея данной технологии взята из реальных наблюдений за детьми. В обычной жизни, спонтанно, в игре, общении, быту дети учатся друг от друга. Уже в период Просвещения в английской школе   города Саутуарк, учитель Джозеф Ланкастер, был вынужден один обучать более 300 учеников. Поиск путей оптимизации процесса привел его к тому, что он стал обучать группу наставников, которые в свою очередь учили остальных. В дальнейшем этот опыт получил большое распространение. 


Исследования 20 века показали, что технология взаимного обучения одноклассников помогает: 


обучаемым, так как им предоставляется больше индивидуального внимания, задания подбираются в соответствии с их возможностями, предоставляется больше времени на их выполнение; обратная связь и поддержка от сверстника предоставляется быстро.   

• обучающим, так как они расширяют и развивают собственные знания и навыки; формируется положительная самооценка и уверенность в себе, а также отзывчивость и чувствительность к другим. растет их уверенность

• педагогу, так как способствует сплоченности учеников, их социальной компетентности, а также освобождает время учителю для внимания к нуждающимся ученикам. 


Взаимообучение предполагает, что один обучающийся под контролем педагога учит другого ученика. Важно, что подход, основанный на вовлечении учеников в активное и целенаправленное взаимодействие, может быть использован на всех уроках, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного цикла. Наилучшие результаты взаимообучение дает при автоматизации навыков и умений, в целях закрепления и актуализации знаний.  


В общем виде, ситуация взаимообучения выглядит следующим образом: успевающий обучающийся учит отстающего ученика. Однако, групповой формат работы тоже может быть использован учителем, например, все ученики класса делятся на пары в соответствии с ролью обучающего или обучаемого. и выступают в роли обучающих и обучаемых.


Педагогам можно порекомендовать следующие подходы:


• учащихся можно разбивать на пары в случайном порядке, после выполнения задания можно меняться ролями;
• пары могут формироваться, например один раз в неделю;
• важно планировать взаимообучение так, чтобыоно регулярно проходило в течении 15-20минут три-четыре дня в неделю;
• раздаточные учебные материалы должны позволять обучающему самостоятельно исправлять ошибки, например, чек-листы или карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на повторение и тренировку;
• учеников важно научить задавать вопросы, предоставлять подсказки и положительную обратную связь, исправлять ошибки,фиксировать процесс;
• первоначально обучающему нужно рассказать, как можно рассказать материал с разными примерами, как поддерживать верные ответы, и давать обратную связь в случае ошибок;    
• для обучения обучающего используйте алгоритм «Пауза (возможность самостоятельно исправить ошибку), Подсказка, Похвала». 
• важно мониторить успехи обучающихся, фиксировать и обозначать для всего класса успехи каждой пары.  

Таким образом, начав использовать технологию взаимообучения в инклюзивном процессе обучения педагог создает в классе развивающую среду, способствующую развитию важных навыков, обозначаемых как мягкие или гибкие (отзывчивость, коммуникация, работа в команде, креативность и др.), повышает осознанность и мотивацию в учебном процессе, обеспечивает глубокое погружение в учебный материал, а самое главное конечно создает позитивную психологическую среду. 


Кандидат педагогических наук, эксперт Академии ФАДО, Тюрина Надия 




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку