Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Задержка речевого развития. (Часть 1)

20.03.2025

Основная проблема любого логопеда разобраться с постановкой правильного заключения,  а также разобраться в причинах постановки другими специалистами поставленных заключений. Начинающий специалист, у которого еще нет уверенности в своих знаниях и навыках, сталкиваясь с заключением ЗРР у ребенка 5 лет приходит в состояние легкой паники и полного непонимания. Стоит считать данное заключение некорректным и понимать что врач увидел главное в отставание речевого развития ребенка на общем благоприятном фоне формирования психических функций.

Ставится заключение задержки речевого развития детям до 3 лет. Здесь картина становится ясна. Ребенок раннего возраста, не говорит. Согласитесь, провести диагностику ребенку в этом возрасте крайне сложно. Если вы педагог и у вас час на игры и установление контакта, вы увидите гораздо больше, чем врач, у которого 20 минут на прием, белый халат и строгий кабинет. Врач оценивает соматическое состояние ребенка, проверяет рефлексы, собирает анамнез и смотрит как ребенок выполняет какие-то несложные упражнения. А часто дети ничего не делают в кабинете врача и просто сидят на коленях у мамы, что для ребенка данного возраста будет нормой психической реакции. Логопед на занятиях после адаптационного периода, сможет увидеть наличие или отсутствие особенностей психического развития ребенка, тонкую моторику, повышение тонуса при нагрузке и ряд других симптомов. Только через некоторое время вы сможете определить является ли причиной задержки речи социальный фактор или есть другие причины, мешающие ребенку заговорить. Для успешной коррекции, педагог может сделать скрининг-диагностику, описать проблемы, с которыми сталкивается ребенок и направить на повторную консультацию к врачу с целью уточнения заключения. Если причиной задержки речевого развития является социальный фактор, у вас не возникнет необходимости в данной работе, так как речь ребенка будет развиваться.

Непонимание постановки заключения задержки речевого развития между педагогом и врачом стоит в терминологии и углом зрения на проблему. Обратимся к цитатам. «Сама идиома «задержка речевого развития»,

на наш взгляд, не может быть диагнозом, а является фактом констатации необходимости медицинского и педагогического вмешательства в развитие ребенка.» (М.Ю. Бобылова, Т.Е. Браудо, М.В. Казакова, И.В. Винярская Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию). 

Вот мы и пришли к тому, с чего начали. Если вы видите, просто заключение ЗРР без пояснений при каком нарушении, то единственный вывод, который вы можете сделать это то, что ребенок до трех лет. После трех лет встречаются заключения ЗРР, ЗПРР. Обратимся к цитате той же статьи. «У детей старше 3 лет клиническая картина становится более очевидной. Главными клиническими признаками задержки психического развития (по М.Ш. Вроно) являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.». 

Согласитесь, картина становится яснее. Кроме плохо развивающейся речи, мы видим отставание и нарушения в формировании ряда других психических функций. А мы с вами помним, что для гармоничного речевого развития требуется созревание определенных психических процессов. Вопрос остается только в том, с каким видом ЗПР вы столкнулись, обычно этой информации также нет в заключениях.

Вывод напрашивается сам собой. Работая с ребенком с задержкой речевого развития, мы с вами должны понять о каком речевом нарушении идет речь. При ЗРР ставится F80-F89 по МКБ 10. С каким нарушением вы столкнулись? Темповая задержка речи, дизартрический компонент, ОНР. Постановка логопедического заключения позволит вам правильно выбрать тактику и стратегию коррекционного воздействия при задержке речевого развития.

Логопед-дефектолог, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Людмила Ховрычева

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку