Записки логопеда. Имитация работы
Имитация работы или изображение бурной деятельности – вот, чем занимается наш логопед, дефектолог, психолог, невролог!
Так говорят родители, когда хотят быстрых результатов, когда хотят, чтобы развитие ребёнка было «по щелчку». Тут речь совсем не про профессионализм специалиста.
Меня зовут Светлана, я логопед и сегодня мои заметки скорее напоминают «крик души».
Что раздражает меня в моей профессии? Невежество. Вот с чем приходится сталкиваться логопеду при работе с родителями.
Охотно поделюсь с вами случаями из своей практики, чтобы наглядно проиллюстрировать свои слова.
Случай 1
Некоторое время назад.
Роману 6, у него запинки речи. Уже занимаемся 2-3 месяца, звонит мама: «Светлана, вы же знаете, что Рома очень переживает и поэтому заикается? Мы занимаемся с психологом». Я говорю о том, что у Романа стойкий негативизм к занятиям, о том, что он не готов и не мотивирован. Рассказываю о том, как ищу к ребёнку подход и каких результатов добились за несколько занятий. «Нет, вы не поняли», - продолжает мама мальчика, - «Рома не говорит букву ЭР, поэтому он переживает и поэтому он заикается! Я настаиваю, чтобы он как можно быстрей зарычал».
Невролог и психолог якобы думают так же. Я понимаю, что эта странная логическая цепочка матери ребёнка ничего общего с реальностью не имеет. Но в качестве эксперимента, и чтобыпонизить уровень тревожности «клиента» соглашаюсь. Через 2 занятия мальчик зарычал.
Сейчас
Тики мышц лица, учащенное моргание, заикание всё это сохраняется по сей день!
Эксперимент, на который я согласилась, провалился! Звук Р появился, но заикание не ушло! Об этом я маму ребёнка предупреждала.
Случай 2
Администратор речевого центра, где я работаю, предупредила, что на приём придёт девочка, ей почти 3, речи нет. На диагностике родители сказали, что до 1,5 лет речь была и что ребёнок развивался нормально. А также, что всему виной прививка от..(я не запомнила от чего). Передо мной поставили задачу – коррекция задержки психо-речевого развития (ЗПРР).
Когда я впервые увидела ребёнка и провела первое занятие, то поняла, что у девочки не просто нет речи: она обращённую к ней речь не понимает и вообще не реагирует на нее. Зато настойчиво складывает сортер и истерически реагирует при попытках эту игрушку у нее забрать. Она просидела на ковре, собирая сортер почти всё занятие и я так и не смогла привлечь её внимание ничем больше. А я включала детские песенки, пыталась использовать логоритмические упражнения, пальчиковую гимнастику и показывала много разных игрушек. Девочка избегала зрительного контакта, одергивала руку, ни разу не подошла к маме и даже не посмотрела в её сторону. Кстати, сортер в виде паровозика девочка собирала «по-своему» и исключительно сама, отказываясь от моей помощи. Когда мама девочки забрала сортер, у ребёнка началась истерика, которую я могу оценить на 10 из 10 баллов. Хотя минуту до этого девочка была спокойна.
Вот вы у меня спросите причём тут прививка от чего-то там? Поверьте, у меня тот же вопрос. У ребёнка есть все признаки сенсорной дезинтеграции, возможны органические поражения головного мозга, а единственное, что предприняли родители – привели ребёнка к логопеду. Хотя давно пора всесторонне обследовать ребёнка.
Оба случая говорят о том, что родители отказываются понимать, что отсутствие речи у ребенка - часто следствие, а не причина. Согласно учению Л.С. Выготского о структуре дефекта, вторичные признаки всегда имеют место в структуре нарушения, но всегда что-то нарушено первично. В обоих случаях нарушения речевого развития являются вторичными. Их не убрать, не занимаясь устранением первичных нарушений.
В первом случае первичными являются спазмы, характерные при невротическом типе заикания. Во втором случае первичными являются нарушения сенсомоторной интеграции и познавательной сферы личности ребёнка.
Тут у вас, наверное, возникает вопрос: а если родители не хотят «пичкать таблетками ребёнка», что не имеют права? А если не хотят обследовать, не хотят делать КТ, МРТ и прочее. Не им разве решать проблемы своего ребёнка?
Имеют, конечно, право и им решать, но тогда быстрых и устойчивых результатов работы педагогов не будет. Или не будет вовсе тех результатов, которые приведут ребёнка к «норме». Пусть даже понятие «норма» относительно, когда мы говорим о детях с особыми образовательными потребностями.
У меня еще есть ряд вопросов к таким родителям, который я не задаю никогда:
• Чем вы оправдываете своё невежество?• Почему ждёте какого-то «щелчка», результата без усилий?
• Почему решили, что вы «лучше знаете», что нужно вашему ребёнку?
Авторитет специалиста часто вообще не учитывается. Такие родители обычно ищут такого логопеда, дефектолога, психолога, невролога, который вообще не имеет своего мнения или предпочитает промолчать или создавать видимость кипучей деятельности. Работать на результат педагог, конечно, будет. Только вот потом такой родитель, не заметив этого результата, скажет, что педагог был плохим и ничего не сделал.
А кто же тогда скажет правду и всем ли родителям нужна это правда? Есть мнение, что педагоги дошкольного образования оказывают образовательные услуги, а значит являются сферой обслуживания. А значит ли это, что «клиент всегда прав»?
А мне всегда жаль детей, в таких случаях.
Но, к счастью, бывает и по-другому: сейчас так много родителей, которые пытаются разобраться в вопросах логопедии и дефектологии. Их видно сразу: они задают вопросы, пытаются найти решения, ищут способы и методикиэффективной работы с ребёнком.
У вас всегда есть возможность заняться самообразованием в логопедическом клубе Академии «ФАДО» https://fadologopedclub.ru/club. Общение в формате клуба – это возможность задать вопросы и получить на них ответы, тем более «неудобных» вопросов тут не бывает.
Если вы хотите получить новую профессию: учитель-логопед, дефектолог, воспитатель или учитель начальных классов, освоить дополнительные навыки, получить диплом об образовании, мы приглашаем вас пройти обучение в Академии ФАДО.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: