Записки логопеда. О Ванечке и стилях воспитания.
Сегодня я хочу рассказать об ошибочно выбранных стратегиях семейного воспитания или, скорее, об их отсутствии, о невежестве родителей и о полном непонимании последствий.
Не хочу никого обидеть в этих записках, но хочу показать, как попустительство и невмешательство родителявлияет на развитие маленького ребёнка.
Я уже 20 лет работаю с детьми и меня всегда удивляют родители, которые ВСЁ знают!
Я работаю педагогом раннего развития, и моя работа предполагает междисциплинарный подход. Это значит, что я должна разбираться в психологических аспектах развития детей не хуже психологов, должна понимать специфику работы специалистов по движению и знать, как применять их методики работы для достижения хороших результатов в развитии ребёнка. Я знаю, что и в каком возрасте должен уметь и делать малыш, что делать при задержках развития и как простраивать всю систему работы. Имею два высших образования, несколько дипломов о переподготовке, большой педагогический стаж и опыт консультирования родителей. Это, поверьте, не значит, что я знаю ВСЁ.
Вчера я проводила консультативную встречу с мамой особенного ребёнка. Ванечке 3 года и 7 месяцев, его мама сидит с ним дома, в детский сад малыш не ходит. Мама – сотрудник полиции, на пенсии.
Особенности ребёнка в том, что он не понимает или не всегда понимает взрослых и сверстников, у него нет связной речи, но есть отдельные слова «дай», «на», «пи-пи», «би-би» и только сейчас появляются звукоподражания голосам животных. Ванечка не вступает в совместную игру, любит просто бегать во дворе, не вступает в контакт с детьми, а просто играет или бегает рядом. А ещё Ванечка смотрит мультики, все время, когда он находится дома, он имеет свободный к ним доступ со слов мамы.
А еще мама Ванечки утверждает, что она знает и психологию, и педагогику, и понимает, как социализировать ребёнка. Педагогический такт мне не позволяет спорить с женщиной, а мягкие подсказки с моей стороны игнорируются. Прогноз развития – неблагоприятный: ресурсный класс для детей с нарушениями интеллекта по достижению 7–8-летнего возраста.
Я увидела, что ребёнок не использует никаких жестов, кроме указательного. У малыша нет понимания, что игрушку или предмет можно попросить (словом «дай» или жестом), он хватает её и забирает силой. Мама ребёнка часто повторяет, что она устала и что ей никто не помогает.
Наша служба ранней помощи проводит консультативные встречи с семьями, диагностику детей раннего возраста
(до 3 лет и 11 месяцев). Вчера женщина сказала о том, что малыш теперь агрессивно ведёт себя и что это воспитание двора. Я удивилась, как в 3 года и уже двор воспитывает?! А где же мама? Где в это время мама?
Женщина рассказала, что она ежедневно по 5-7 часов гуляет с сыном во дворе и что это ему на пользу. Что ему нужно научиться взаимодействию с людьми самому и то, что он выхватывает игрушку – воспитание двора. Мать ребёнка выбрала такой стиль воспитания. Это её, конечно, полное право.
Я видела таких мам с телефонами, которые не гуляют вместе с детьми, а «выгуливают» их, простите, как собак. «Дома он всё равно ничего не понимает, - сказала мне женщина, - пусть его воспитанием занимается двор! Вот я и гуляю с ним по 6 часов ежедневно, мне что жалко, что ли?!»
Ольге 47 лет, она уже дважды мама, но всё, что она недодаёт своему сыну превращает его в Маугли. Либерально-попустительский стиль воспитания делает своё дело. У малыша не только задержка психического развития и педагогическая запущенность, но и системное недоразвитие речи, к сожалению. Это само, без коррекции не пройдёт, а неверный стиль воспитания, выбранный Ольгой только усугубляет ситуацию.
P.S. Я, Светлана Столярская – эксперт ФАДО, приглашаю вас на эфир, где мы затронем тему стилей воспитания в семье, их влияние на развитие ребёнка и поговорим о детской агрессии https://fadoweb.ru/profession-vospitatel?utm_source=fado-dpo&utm_medium=article&utm_...
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: