Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Записки логопеда. ОНР

Записки логопеда. ОНР
05.01.2023

Месяц тому назад ко мне на занятие впервые пришёл папа с сыном. Вот наш диалог:


- Скажите, а мой сын скоро будет нормально разговаривать?

- Звуки поставим, автоматизируем, не переживайте.

- Да я про другое: он путает слова, вообще говорит, как иностранец!

- Да, над связной речью мы поработаем обязательно!


Диме уже 5, его родители очень переживают, поэтому и привели его ко мне на занятия. 

Мы договорились о том, что встречаться 2 раза в неделю по 40 минут - это оптимальная нагрузка длядостижения результата!

Ах, как часто я слышу речь детей, которые, говорят, как иностранцы! 

А у вас было когда-нибудь ощущение, что ребёноквоспринимает родную речь как-то по-своему или говорит на родном языке, как на иностранном?

Сегодня поговорим не про билингвизм, а про ОНР.Хотя преодоление этих речевых нарушений частоимеет схожий характер и ОНР часто возникает на почте билингвизма. Дело в том, что в русском языке существует масса правил и исключений. Предлагаю рассмотреть недоразвитие речи, как предмет изучения.

Как известно, при общем недоразвитии речинарушены все компоненты речи: страдают и лексика, и грамматика, и звукопроизношение, конечно тоже.

Представьте, что перед вами американец или француз, китаец или немец. И что это близкий вам человек. Особенности словообразования в русском языке иностранному человеку понять очень сложно. 

Со словоизменением у детей при ОНР дела обстоят не лучше. Невозможно единое окончание подставить под все склоняемые слова. И выход тут один – запоминание принципа через наглядные примеры и ситуации. 


Ну а если идей нет, то я вам подскажу пару упражнений.


В этом случае, хорошо работают ассоциации или ассоциативные ряды. 

Например, при упоминании слова «лето» может возникнуть следующий ассоциативный ряд: море, пляж, песок и т.д. 

Поговорим с ребёнком о том, что может быть тёплым, а что холодным (в пределах этого ассоциативного ряда мы говорим про холодный квас, сок, холодное мороженое). Да, да, сначала нужна просто беседа. А теперь попробуем поиграть и научить ребёнка изменять слова по родам. Я играю в эту игру с мячом, бросаю его ребёнку и задаю вопрос: «Море какое?», «Песок какой?»

В педагогике и логопедии часто используют понятие «лексическая тема». Педагогу целесообразно строить работу по лексическим темам с опорой на возраст, опыт ребёнка, зону ближайшего развития. Например, при работе с ребёнком 5-7 лет легко можно использовать такую тему, как «Моя семья», где будут рассмотрены такие категории, как место жительства и домашний адрес, а не только категория «мой дом и моя комната», а также не только состав семьи и имена родственников, но и род их деятельности, профессии, досуг и хобби.

Навык правильной, красивой речи формируется при регулярном обучении, часто путём многократного повторения и многократных игровых упражнений.  Например, при обучении порядковому счету дети часто путаются: по порядку – это первый, второй, третий, а не раз, два, три. На занятии мы выкладываем в ряд игрушки или картинки, используем различный материал, который можно посчитать. 

Проанализируем вот такой ряд: один слон, два, слона, три слона…Или вот такой: первый слон, второй слон, третий слон… При обучении порядковому счёту важно поставить счётный материал или игрушки в ряд, использовать одинаковые или похожие предметы. Например, считаем слонов, овец, облака или ворон.

Так, ребёнок не только учится правильно использовать окончания числительных, ему становится легче самому строить предложения без ошибок. Уже с 3 -х лет я обучаю детей порядковому счету на своих занятиях.


А ещё важным моментом является интонация. Русский язык хорош тем, что порядок слов в предложении можно менять как угодно. При этом смысловая нагрузка может меняться также в зависимости от интонации. Так легко и самим запутаться!

Что делать? Хороший специалист - логопед всегда даст совет.

А вот те самые рекомендации от меня

1. Регулярно выполняйте с ребёнком такие упражнения, развивайте лексико-грамматический строй, а не только звукопроизношение ребёнка
2. Будьте примером правильной речи для ребенка: больше читайте, не «проглатывайте» слова, вовлекайте в диалог, старайтесь заинтересовать, увлечь беседой, задавайте вопросы
3. Рассказывайте ребёнку народные сказки (чтение или прослушивание аудиосказок тоже подойдёт). Посещайте спектакли, кукольные театры. Сказки – это не только кладезь народной мудрости, но и образец живой интонационно выразительной речи.


Общее недоразвитие речи сейчас, к сожалению, не редкость.  Неудивительно, что начинающие логопеды, педагоги и особенно родители в растерянности. Так важно вовремя задать вопросы специалисту и получить на них ответы. Согласны?

Мы искренне хотим вам помочь разобраться в тонкостях и нюансах развития речи детей.

С уважением, эксперт ФАДО учитель-логопед Столярская Светлана




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку