Записки логопеда. Работа с родителями (ч.2)
«Каждый логопед – немного психолог!», - раздалось из динамика телефона в 22.30, когда я открыла голосовое сообщение от руководителя. Дальше ещё было и про то, о чём я просто не могу молчать. Я много услышала о себе и многое поняла про такой подход к логопедии, который называется клиентоориентированный. В ту ночь и еще пару дней после я размышляла об этике общения с родителями, о сфере обслуживания, о профессионализме и о принципе «не навреди».
Как вы понимаете меня ругали: отчитываликатегорично и не давая возможности ответить, поскольку это был не диалог, а монолог из голосовых сообщений.
Я Светлана, учитель-логопед, работаю в центре коррекции речи в Москве.
Моя история началась в 2003, когда я экстерном получала своё второе, уже логопедическое образование в ВУЗе. Нам рассказывали о каждом нарушении речи очень подробно и о том, что логопедия стоит на стыке медицины и педагогики и о том, что привлечение разных специалистов к решению речевых нарушений приветствуется. Да, это было давно, но своей актуальности не потеряло. С тех пор я видела множество детей с дизартрией, нарушением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, логоневрозом, речь которых была вторичным нарушением.
Так вот вернёмся к тому, что вызвало гнев моего руководителя. Возможно, эта история будет полезна тем, кто замечает за собой «синдром самозванца» или тем, кто хочет понять, как устроена сфера оказания образовательных услуг изнутри.
Еще больше историй про будни логопеда можно прочитать на нашем канале https://zen.yandex.ru/id/60f950f133707e37dbfeca1f
Я всегда задаю вопросы, особенно при первой встрече, чтобы проконсультировать и выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Ко мне обратились с целью коррекции заикания у подростка, и я спросила обращались ли они к неврологу и как давно возникла проблема. Дело в том, что неврологическая составляющая заикания вполне очевидна, поскольку при заикании возникают судороги.
Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата
Позже я поняла, что мой вопрос был лишним. Не все, как выяснилось, готовы к информации про неврологию. Это пугает и шокирует, вызывает негативные эмоции и недоверие специалисту.
А я лишь сказала о том, что консультации невролога и психолога лишними не будут в случае логоневроза.
Логоневроз — это следствие заикания, а не его причина. Именно поэтому он обычно начинает развиваться тогда, когда ребенок начинает осознавать свои речевые неудачи и особенно сильно переживать их.
Тем вечером после занятия я задавала себе только один вопрос: почему на меня пожаловались, ведь я просто задавала вопросы, просто хотела понять, что предпринимали родители.
Руководитель речевого центра пояснила, что направлять к другим специалистам я не имела права, поскольку мы оказываем толькообразовательные услуги!
Также она добавила, что «клиент всегда прав» и специалист может направлять на консультации даже в устной форме только коллегиально (по условиям работодателя).
Чем всё закончилось? Никаких других специалистов решили не привлекать и эту тему с родителями больше не поднимать.
Правильно ли это? Спорно, на мой взгляд.
Вопрос скорее про умение логопеда общаться с родителями, преподносить информацию корректно или не преподносить «неудобную» информацию, чтобы удержать клиента.
Каждый логопед должен быть немного психологом:уметь находить подход не только к детям, но и к их родителям. Согласны?
Я уверена, что консультативная работа логопеда - этап работы, который нельзя пропускать. Но умение преподносить информацию - не менее важный навык.
Приходите на обучение в Академию «ФАДО», принимайте участие в наших проектах, будьте в курсе актуальных предложений.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: