Записки логопеда. Семья и речь ребенка.
Недавно я задумалась о том, что мы получаем от родителей помимо цвета глаз, волос, особенностей телосложения, помимо, возможно, музыкального слуха и некоторых черт характера, которые мы можем унаследовать?
Что даёт человеку его семья помимо любви к просмотру старого кино или к рыбалке по выходным?
Но все, итак, понимают, что на всю нашу жизнь очень сильно влияют родители. Они передают нам целый спектр знаний о мире и представлений о том, что выбирать, а что нет: как проводить свободное время, с кем дружить, а с кем нет, как строить карьеру и сколько времени тратить на саморазвитие.
Родители передают нам свою страсть к делу, которым живут, свой настрой и мировосприятие, свои страхи, сомнения и ограничивающие убеждения.
В процессе воспитания и обычных ежедневных разговоров родители формируют личность ребёнка: они что-то одобряют, а что-то осуждают, что-то выбирают, осуждают, поощряют. Хотя поступки часто запоминаются сильнее слов, но и отсутствие или наличие «тех самых слов» в тот самый момент многое объясняет.
Зачем это долгое предисловие, что я ищу и почему задумалась о влиянии родителей на детей.
Сейчас каждый 4-й ребенок, по моим наблюдением, имеет проблемы со связной речью, у многих детейочень узкий кругозор и крайне малый словарный запас. Это отмечают исследователи, это замечают педагоги и это часто становится очевидным уже с первых минут общения с логопедом.
Родители многое разрешают и многое поощряют или закрывают глаза на факты или просто не анализируют свои собственные действия или бездействие, к сожалению. Хотя, все, конечно, хотят своим детям добра и желают счастья.
Богатый внутренний мир ребёнка складывается из эмоций, любви родителей и многих других факторов.
Объем словаря детей складывается благодаря развитию познавательной сферы. Проанализируйте содержание ежедневной активности ребёнка, содержание ваших ежедневных бесед с ребенком.
Вопросы родителей типа «А что ты кушал в садике?» и «Как прошел твой день?» особой смысловой нагрузки, как правило не несут, они поверхностны, формальны, интереса на них отвечать у ребёнка нет. Такие вопросы не просто не вызывают желания поддержать беседу, они не развивают словарь.
Ваши вопросы типа «Почему ты нарисовал у ракеты дополнительный отсек и куда она летит?» побуждают ребёнка к речевой активности. А если малыш не может рассказать куда летит ракета, которую он нарисовал?
Что ж, если ему уже 5 лет пришло время поговорить с ним о космосе, звёздах и планетах. Посмотрите художественный или документальный фильм, сходите в музей космонавтики или виртуальный планетарий. Когда есть, что обсудить, то совсем другой диалог получается, согласны?
«Нащупать» интересы ребенка и увлечь его очень легко. Так ребёнку будет проще узнать много новых слов и использовать их в речи, ваши диалоги будут нести познавательный характер, а не только нравоучительный, например.
Что же слышу я в общении с детьми до 7 лет, когда задаю вопросы о домашнем досуге? Часто дети сумбурно рассказывают о майн крафте или других компьютерных играх, иногда о том, как ходили в гости или как гости приходили к ним, о батутах, где они прыгали или о пицце, которую ели.
За свои почти 20 лет педагогического стажа я сделала вывод о том, что большой словарный запаси красивая речь – это очень во многом заслуга родителей. Общее недоразвитие речи детей – часто следствие педагогических упущений родителей, их неосознанности и незрелости или педагогической запущенности, допущенной в семье.
Никогда не поздно всё исправить! Даже, если вашребёнок уже учится в школе вы всегда сможете ограничить пассивный просмотр телевизора, игры в компьютер, организовать досуг, увлечь новым интересным хобби. Рекомендую вдохновить личным примером!
С уважением, Столярская Светлана, учитель-логопед
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: