Записки логопеда. Завели моторчик!
«Женя зарычал!», - эта новость, услышанная мною в один из понедельников, прозвучала так жизнеутверждающе. Честно говоря, когда администратор детского сада сообщила мне эту новость, я находилась в лёгком недоумении: я не учила ребёнкарычать, мы работали над дифференциацией шипящих звуков на тот момент.
Жене 6 лет, при первичной диагностике я поставила логопедическое заключение фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). За последние 3 месяца мы с Женей много занимались развитием фонематического слуха и автоматизацией звуков Ш и Ж, а также дифференциацией этого звука от свистящих и прочих шипящих звуков. А еще мы много занимались дыхательной гимнастикой, выработали направленную воздушную струю. И «вдруг» он зарычал!
На самом деле, ничего внезапного и непредсказуемого тут нет! Артикуляционная гимнастика, которую мы выполняли на занятиях, и которая выполнялась в качестве домашних заданий, подготовила артикуляционный аппарат мальчика к произношению самого сложного звука, звука Р.
Теперь Женя рычит везде и всегда: он явно получает удовольствие от процесса и гордится собой! И что радует меня больше всего, так это то, что за 3 недели после того, как он «сам» зарычал он уже использует звук Р в речи! Да, звук раскатистый, вибрация сильная и общее звучание речи неидеально. Но всё же, эта история говорит о том, что при дислалии у детей, звукопроизношение не нуждается в длительной коррекции и зарычать самостоятельно вполне возможно!
Есть, конечно, одно маленькое условие: регулярные (ежедневные) занятия артикуляционной гимнастикой.
Итак, что за упражнения мы делали с Женей прежде, чем он зарычал?
Во – первых, мы «заводили моторчик» не сразу и для подготовки артикуляционного аппарата занимались укреплением мышц языка.
Упражнения «Фокус» и «Чашечка», «Щенок лакает молоко» и «Гармошка» - стали нашими основными упражнениями. На занятиях мы уделяли им по 5-7 минут 2-3 раза в неделю.
Скоро Женя вернётся из отпуска, и мы встретимся снова. Я продолжу занятия с ним: у нас впереди автоматизация звука РЬ.
В моей практике часто бывает, что родители, услышав долгожданное рычание, отказываются от дальнейших занятий. В результате звук РЬ так и не становится вибрационным, а остаётся одноударным. Надеюсь, это не тот случай.
А вы, кстати, знаете, почему так называемый «вариант нормы», то есть мягкий одноударный звук РЬ без вибрации всё же нуждается в коррекции? Жду ваших комментариев
Ваш логопед, Столярская Светлана
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: