7 фраз, которые нельзя говорить ребенку.
“Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь”.
● “Я работаю только ради тебя, чтобы ты ни в чем не нуждался!”
Становясь в позицию жертвы, родители вызывают в ребенке бессознательное чувство вины. У него еще не сформированы понятия моральной ответственности и, в силу возраста, он не способен оценить того, что родители вынуждены себя в чем - то ущемлять. У него должен формироваться образ самодостаточного и успешного взрослого. А чувство вины ведет к возникновению комплекса неполноценности, низкой самооценке, выработке поведения вынужденной беспомощности.
● “Он у нас очень стеснительный”.
Часто, попадая в незнакомую обстановку, ребенок замыкается в себе, прячется за маму, тянет ее за руку, скрывает лицо. Ему необходимо время осмотреться, чтобы почувствовать себя в безопасности. Мама, в свою очередь, оправдывает поведение ребенка излишней стеснительностью. А фраза “Не стесняйся!” сразу дает ребенку установку, что здесь есть чего стесняться и только усугубляет чувство его дискомфорта и ощущения опасности. Поведение, при котором мама пытается оттолкнуть ребенка, убрать его руку, также недопустимо. Ломаются инстинкты самосохранения и чувство доверия к значимому взрослому.
● “Если ты это сделаешь, я куплю тебе…” Часто родители проговаривают фразы: “Убери в своей комнате - я куплю тебе пирожное” или “Исправишь математику - купим самокат”. Это кратковременная и не стойкая мотивация, созданная внешними обстоятельствами, а не внутренним посылом ребенка. В дальнейшем у ребенка не складывается понимание того, что у него есть определенные обязанности и зона ответственности. Формируется система манипулятивных отношений, в которой ребенок всегда может выпросить покупку при выполнении своих же обязанностей.
● “Ты вредный ребенок!” Здесь очень важно не навешивать ярлыки. Сам ребенок не может быть вредным, плохим, нехорошим. Он может совершать неверные поступки, неправильно себя вести. Но плохо то, что он делает, а не он сам! Ребенок очень буквально воспринимает даже на эмоциях сказанные слова, что формирует в нем низкую самооценку и чувство вины. Или, наоборот, начинает нарушать границы дозволенного, ведь он все-равно “плохой”.
● “Ты все делаешь не так, ты не такой, как все”. Не задумываясь о последствиях, родители часто проговаривают: “Вон у Анечки какие подделки аккуратные, а ты, как пластилин в руках не держал!” или “Смотри, у Петрова опять все пятерки за четверть, а ты совсем не стараешься!”Думая, что таким образом у ребенка возникнет чувство соперничества, желание доказать, что он лучше, возникает обратная ситуация. Формируется низкая самооценка, отсутствие мотивации, злость, неуверенность в себе, чувство того, что родители его не любят. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. “Сегодня у тебя уже получилось лучше, чем вчера. Я вижу, как ты стараешься, молодец”.
● “Будешь так себя вести, я сейчас уйду”. Эта фраза нарушает базовое чувство безопасности, в котором нуждается ребенок. Он чувствует себя покинутым и одиноким. Такая манипуляция со стороны мамы приводит к тому, что в дальнейшем любая разлука с ней воспринимается ребенком очень болезненно. Возникают проблемы адаптации к саду, укладывания ребенка на ночь. Теряется чувство доверия к окружающему миру, ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.
● “Будешь себя плохо вести - отдам чужому дяде!” Или “Придет Баба - Яга - и заберет тебя”. Ребенок буквально воспринимает все, что говорит взрослый. И в его голове воображение уже рисует страшные картинки. Формируются иррациональные страхи, которые ведут к невротическим проявлениям (нарушение сна, аппетита, тики). Возникающее чувство беспокойства и тревоги тормозит развитие познавательной сферы. Манипуляция страхом приводит к подрыву уз доверия между ребенком и мамой, к возникновению эмоциональной травмы.
Психолог, логопед,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Анна Парфенова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: