Артикуляционная поза и проблемы ее удержания.
Для логопедов. Сложности в постановке звуков. Основные задачи логопеда. В чем причина нарушения звукопроизношения. С какой проблемой предстоит работать. Артикуляционная гимнастика. Нарушение тонуса артикуляционного аппарата.
Мы с вами продолжаем разбирать основные сложности по постановки звуков в работе логопеда. Сегодня речь пойдет о самой артикуляционной позе и проблемах ее удержания. Давайте подведем красивый итог наших знаний по данной теме.
Возможные сложности в удержании артикуляционной позы:
1. Мышечный гипертонус, мышечная гипотония2. Нарушение оптико-пространственного гнозиса
3. Дефицит произвольного внимания
4. Эмоционально-волевые нарушения, негативизм
5. Отсутствие мотивации
6. Возраст ребенка
7. Начало коррекционного обучения.
Первые четыре пункта являются самыми сложными в работе логопеда. Ранее мы рассмотрели начальные этапы работы логопеда при нарушениях мышечного тонуса. Вы можете найти эти статьи в нашей ленте. Напомню, что главный инструмент — это логопедический массаж или элементы логопедического массажа. При общих нарушения мышечного тонуса вам потребуется помощь смежных специалистов.
Рассмотрим второй пункт. Нарушения оптико-пространственного гнозиса. Ощущение пространства тяжелая работа для головного мозга. Необходима работа двух полушарий, задействована работа всех анализаторов. Для создания артикуляционной позы нам необходимо:
2. Ощущение собственного тела. Именно здесь возникает основная проблема! Ребенок или не чувствует собственного языка\губ или не понимает, как организовать движение в пространстве. Как себе это представить? Вы смотрите по телевизору очень красивый и сложный восточный танец, начинаете повторять движения и вам кажется, что вы прекрасно танцуете, но если вы посмотрите видео как все выглядит на самом деле, то удивитесь на сколько положение вашего тела далеко от оригинала. Что вы делаете? Вы идете к зеркалу и под зрительным контролем долго нарабатываете необходимую моторику, изменяя положение тела согласно образцу. Так и дети. Смотря на вас, потом в зеркало помогают себе пальчиками поставить язык в нужное положение. Идеальный случай далекий от практики. Как правило мы, с помощью зонда помогаем ребенку удерживать правильную артикуляционную позу.
Работа со схемой тела включает в себя (это далеко не полный, но максимально доступный список):
• Массаж и самомассаж (как общий, так и локальный). Любому логопеду доступны массажные ролики и шарики. Ребенок сам прокатывает мячик по рукам, ногам, животу, лицу. Шарики су-джок-для массажа кистей рук и пальчиков. Зубные щетки и массажные «ежики» прекрасно подойдут для самомассажа полости рта.• Собирать картинки-пазлы человечков. Я имею в виду пазлы, где необходимо собрать лицо человека.
• Игры, где требуется одеть человечка. Необходимо наличие головных уборов, обуви.
• Игры на повторение позы по образцу
• Подвижные игры логоритмики
• Пальчиковая гимнастика.
Не забываем, сейчас наша основная задача научить ребенка стационарной позе. Значит, в вышеперечисленных играх мы должны больше внимания уделять именно удержанию позы и точному ее воспроизведению.
Пункт три, шесть и семь в данной статье мы объединим. В начале коррекции и при уменьшении возраста вашего ученика, ребенок не в состоянии долго заниматься артикуляционной гимнастикой или повторением звука, возможно ваши 2-15 минут произвольного внимания уже истекли и ученику требуется смена деятельности. Совет универсален-игровой подход, веселые упражнения помогут вам научить ребенка правильно и дольше удерживать необходимые артикуляционные позы. Не забывайте, дети лучше и быстрее усваивают материал на положительной эмоциональной реакции.
Логопед-дефектолог,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Людмила Коновалова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: