Шпаргалка для родителей. Что делать, если ребенок ругается матом?
Мы рассмотрим проблему употребления в речи нецензурной брани с учетом возрастных особенностей ребенка.
⠀
Младший дошкольный возраст (2 -4 года).
⠀
С началом посещения детского сада социальное окружение ребенка расширяется. В этом возрасте очень развит механизм подражания, и ребенок может копировать поведение другого, в том числе и произнесение матерных слов. Повышение голоса, наказания, шлепки в этом случае не будут эффективными. Так как у ребенка возникнет протестная реакция, которая в целом свойственна кризису трех лет или возрасту «Я сам!»
К тому же все, что лежит под запретом только провоцирует еще больший интерес.
⠀
Более действенным окажется игнорирование матерных слов в речи ребенка. Со временем он потеряет к ним интерес.
⠀
Старший дошкольный возраст.
Ребенок дает себе отчет в том, что произнесение нецензурных выражений ни есть хорошо. Он может использовать мат для связки слов, в качестве оскорблений или как способ привлечения к себе внимания.
⠀
Побеседуйте с ребенком о кодексе хорошего поведения на примере сказочных персонажей. Подражая правильной и красивой речи Мальвины, Золушки или Супермена, ребенок перестанет ругаться матом.
Проанализируйте ситуацию, которая происходит в семье. Достаточно ли ребенку уделяется внимания? Удовлетворяются ли его потребности? Если матерная речь становится способом манипуляции следует, занять позицию игнорирования.
⠀
Младший школьный возраст.
Ребенок обладает способностью приспосабливаться к условиям, в которых находится. Он может не употреблять в речи матерные слова дома, но позволять себе нецензурные выражения в школе или в среде сверстников во дворе.
Главной мотивацией становится способ самоутверждения и демонстрация себя «взрослым». Предоставьте ребенку другие способы самовыражения и возможность почувствовать свою значимость. Передача ему определенной ответственности (уход за домашним питомцем), право на самостоятельный выбор (книга, игрушка), своя зона контроля, участие в принятии решений, воспитает в нем чувство «взрослости».
Итак, подытожим простые рекомендации:
1. Постарайтесь разобраться в причинах появления матерной речи.2. Если вы слышите матерные высказывания от ребенка младшего дошкольного возраста, не следует на этом акцентировать внимание.
3. Если речь идет о ребенке постарше привлекайте сказочных персонажей и героев,которые станут примером для подражания.
4. В борьбе с нецензурной бранью подростка важно завоевать его авторитет.
5. Не реагируйте повышением голоса или криком.
6. Постарайтесь сохранять спокойствие, твердо и уверенно объясняя последствия такого поведения.
7. Не выясняйте произошедшую ситуацию в присутствии других людей.
8. Поговорите с ребенком о лексическом значении жаргонных слов, раскрыв все его не приятные смыслы.
9. Проведите беседу на темы «воспитанность»,«образованность», «культура», делая акцент на плюсах поведения человека, который живет в рамках этих ценностей.
10. Переключите внимание ребенка, поменяв среду его окружения (спорт творческие занятия).
11. Развивайте у ребенка эмоциональный интеллект проводя с ним время на выставках, в театрах, галереях.
12. Контролируйте общение ребенка в мессенджерах и социальных сетях.
13. Поощряйте чтение книг, стимулируйте познавательный интерес ребенка.
14. Ультиматумы и строгие ограничения не помогут.
15. Показывайте ребенку пример правильной речи. Не допуская нецензурных выражений.
Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры. (Фёдор Михайлович Достоевский).
Материал подготовили Анна и Николай Парфеновы.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: