Что важно знать учителю об особых образовательных потребностях ученика с расстройствами аутистического спектра?
Расстройства аутистического спектра сегодня принято рассматривать как особенности развития, которые получают все большее распространение. По последним данным международной статистики (по опыту Центра по контролю и профилактике заболеваний США), распространенность РАС составляет 1 случай на 36 детей, при чем у мальчиков в 3,8 раза чаще. По данным Минздрава РФ, распространенность расстройств аутистического спектра в России (как и в мире) составляет около 1 % детской популяции (Письмо Минздрава № 15-3/10/1-2140 от 08.05.2013 г.) и,соответственно, исходя из того, что детское население составляет около 31 миллиона, то количество диагноза РАС может соответствовать 300 тысячам случаев.
Диагностика расстройств аутистического спектра затруднена тем, что не имеет распространённых лабораторных методов и проводится на основе наблюдений, беседы с родителями или с самим человеком, с использованием специальных шкал. Объясняетсятенденция увеличения числа выявленных случаевРАС как раз тем, что уточняются критерии,специфичные именно для данного нарушения развития, возможностями его раннего выявления.
На данном этапе развития медицины нет однозначного понимания причин возникновения РАС. Большинство современных исследований подчеркивает их генетическую природу. При этом мутации обусловлены ненаследуемыми факторами, то есть являются спонтанными. Если в семье есть люди с такими особенностями развития, то риск появления ребенка с РАС увеличивается, но не является обязательным.
Обычно в педагогической практике воспитатель или учитель обращает внимание на следующие проявления РАС:
• ученик демонстрирует очевидные трудности социальной коммуникации и взаимодействия с другими людьми, например, обратиться с просьбой, поддержать разговор и т.д.• ученик демонстрирует особенности реагирования на различную сенсорнуюинформацию (выраженная реакция на нейтральные для большинства звуки, зрительные стимулы, запахи и т.д.).
• ученик демонстрирует стереотипное поведение и стремление поддерживать ритуалы, стабильность, неизменность социального и средового окружения (например, четко следовать расписанию, раскладке предметов и т.д.).
Яркой характеристикой обучающихся с РАС принято считать выраженную неравномерность их развития (асинхронию). Например, у ребенка может наблюдаться достаточно высокий уровень логического и даже абстрактного мышления, и при этом он демонстрирует несформированность коммуникативных навыков.
Для организации процесса обучения и воспитания в начальной школе в отечественной специальной педагогике принято выделять 4 группы детей с РАС.
1. В первую группу относятся дети свыраженными трудностями в коммуникации с окружающими людьми. Дети не отвечают на внешние речевые стимулы, не проявляют собственной активности, болезненно реагируют на попытки организовать их деятельность
2. Обучающиеся второй владеют простымиформами контакта с окружающими, демонстрируют стереотипные формы поведенияи стремление к постоянству среды. Довольно часто проявляется негативизм в отношении предложенных форм активности, особенности реагирования на сенсорные стимулы, страхи.
3. У третьей группы обучающихся с РАС проявляются разнообразные формы поведения, периодически может наблюдаться ригидность поведения (неспособность к изменениям), стереотипные увлечения. Ученики демонстрируют стремление к достижениям, успеху. Однако сохраняется отсутствие гибкости во взаимодействии и реализации плана деятельности. Наблюдается развернутый монолог, но сохраняются трудности диалога. Специфический интерес к какой-либо сфере приводит к ограничениям в картине мира, фрагментарности представлений. В социальном взаимодействии можно увидеть некоторую прямолинейность и буквальность понимания контекста социальной ситуации.
4. Для обучающихся из данной группы особенно характерны трудности общения - сверхчувствительность, трудности диалогового взаимодействия. Фиксируется повышенная тревожность, сенсорная чувствительность, астеничность, зависимость от помощи близких и людей, которым они доверяют. В крупной и мелкой моторике проявляется общая неловкость, частичная несформированность навыков самообслуживания, особенности речевого развития (ограниченный словарный запас, аграмматизм).
Связи с высокой вариативностью проявлений РАС у обучающихся, а также с тем, что оказывается затруднено их развитие во многих областях, принято говорить о 4 группах особых образовательных потребностей.
1 группа – образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса:
• потребность в наличии компетентных специалистов (педагоги, специалисты сопровождения должны знать особенности развития лиц с РАС и технологии организации их образовательного и коррекционно-развивающего процесса, в том числе основы прикладного анализа поведения)• потребность в индивидуализации образовательного маршрута (нет двух одинаковых людей с РАС, каждый их них уникален)
• потребность в адаптации образовательной среды (сенсорной, социальной, материальной)
• потребность в предварительной подготовке к групповому обучению (при выраженных проявлениях РАС обучающегося необходимо готовить к постепенному вхождению в коллектив сверстников, например, в условиях ресурсного класса).
• потребность в адаптационном периоде на начальных этапах любой деятельности(учитель должен всегда планировать период адаптации ученика к новым условиях обучения, к новому разделу знаний и т.д.)
• потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении(образовательный процесс может быть успешен только при участии команды специалистов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
• потребность в согласованности действий педагогов и родителей (родитель должен являться членом междисциплинарной команды специалистов и совместно участвовать в реализации образовательного маршрута ученика с РАС)
• потребность в индивидуальной оценке образовательных результатов (оценивать ученика с РАС необходимо с учетом его индивидуальных возможностей и достижений).
2 группа – образовательные потребности, связанные с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы;
• потребность в индивидуализации содержания адаптированной общеобразовательной программы • потребность в формировании социальных (жизненных) компетенций (для обучающихся с РАС важными являются не только академические достижения, но и максимальная социализация и социальная адаптация. Связи с этим образовательный процесс направлен в том числе на их содействие)
• потребность в замене академических /учебных целей на альтернативные (в случае если у ученика с РАС имеются выраженные нарушения интеллекта цели обученияакадемическим знаниям смещаются на обучение жизненным компетенциям, для максимально улучшения качества жизни такого ученика в будущем. Например, научить коммуницировать с окружающими людьми; овладеть навыками самообслуживания и элементарного труда).
• потребность в упрощении содержания АООП (например, упрощаются достижение результатов в коммуникативныхуниверсальных учебных действиях, так как именно ни представляют наибольшую трудность).
3 группа – образовательные потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала;
• потребность в упрощенных способах подачи учебного материала (например, за счет упрощения речи учителя, максимальной визуализации процесса).• потребность в упрощении инструкции(например, ее алгоритмизации, визуализации на доске или в индивидуальной задании, использовании пиктограмм).
• потребность в дополнительной визуальной поддержке (максимальная визуализация учебного материала с использованием схем, таблиц, чек-листов, видео и аудио материалов).
• потребность в устранении двойных требований (ребенку с РАС трудно выполнить два задания одновременно (написать и проверить), поэтому необходимо либо минимизировать задания, либо давать в альтернативной форме (чек-лист, специальные бланки, рабочие листы).
• потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги(например, алгоритмизация процесса выполнения задания).
4 группа - образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации.
• потребность в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного поведения(например, необходимо дополнительно учить правилам поведения на уроке через социальные истории, фиксированные правила, расположенные в доступном месте; на видео материалах и т.д.)• потребность в поддержке и развитии коммуникации (на индивидуальных и групповых занятиях необходимо развивать все формы коммуникативного поведения, закрепляя из в учебном процессе)
• потребность в формировании навыков социального взаимодействия (педагог должен работать не только над формированием академической успешности ученика с РАС, но и особое внимание уделять формированию его межличностных отношений со сверстниками)
• потребность в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
Обозначенные потребности подчеркивают сложность задач, поставленных перед педагогами, в классе которых учатся ученики с РАС. Но,несмотря на это, необходимо сказать о том, что большой победой учителя будет то, что такой ученик приходит в школу (детский сад) с радостью. Это значит, что ему комфортно, его принимают и хотят ему помочь в раскрытии его возможностей!
Эксперт Академии ФАДО,
кан.пед.наук
Тюрина Надия
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: