Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Что важно знать учителю об особых образовательных потребностях ученика с тяжелыми нарушениями речи?

Время чтения: 2 минуты
Вам могут быть полезными:
13.05.2024

Нарушения речи среди воспитанников детских садов и начальной школы наиболее распространенная проблема как для самого ребенка, так и для педагогов, которые с ними работают. Отечественные исследователи говорят о 25%   детей школьного возраста, имеющих особенности речевого развития. В зарубежных исследованиях говорят о том, что у 3,8 - 15,6 % детской популяции встречаются трудности речевого развития. Несмотря на разницу в статистических показателях, возможно,определяющейся принятой в стране системойдиагностики, процент детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, достаточно большой. 


nca9229a87uu1imiyqtjd38sttl9ijwe.png


Классификация речевых нарушений предполагает выделение следующих групп:

• нарушение устной речи,
• нарушение письменной речи.


Среди этих групп нарушений не все трудности речевого развития могут быть квалифицированы как тяжелые. К тяжелым нарушениям речи (ТНР) относят   стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодического оформления устной речи). Важным условием для определения данной нозологической группы является сохранность у ребенка слуха и интеллекта, т.е. на первом плане выступает исключительно трудности речевой системы.  


     Среди причин, приводящих к возникновению тяжелых нарушений речи относят как внешние, связанные с воздействием неблагоприятных факторов среды (подражание кому-то из постоянного окружения; стрессовые факторы; дефицит общения и неблагоприятное социальное окружение ребенка), так и с внутренними (чаще во внутриутробном периоде: гипоксия плода; резус-конфликт; внутриутробные инфекции плода; заболевания матери или в период родовой деятельности). Заболевания первых лет жизни, травмы также относят к внутренним причинам возникновения речевых нарушений.    


      При всем многообразии речевых проявлений и возможностей детей с ТНР можно выделить некоторые общие черты в их психолого-педагогической характеристике: 


• замедленный темп восприятия учебной информации;
• сниженная работоспособность;
• затруднения установления ассоциативных связей между зрительным;
• слуховым и речедвигательным анализаторами; 
• трудности организации произвольной деятельности;
• низкий уровень самоконтроля и мотивации учебной деятельности;
• снижение произвольности и осознанности внимания, восприятия, памяти; 
• затруднения в формировании пространственных понятий и пространственной ориентировки; 
• разной степени выраженности моторные трудности, как на уровне общей моторики, так и в особенности на уровне мелкой моторики и зрительно-моторной координации;


Овладение языковой системой также характеризуется рядом особенностей: 

• ограничение активного словаря;
• стойкое нарушение грамматического оформления речевого высказывания, на уровне устной и письменной речи;
• трудности связанного высказывания;
• нарушения темпо -ритмических характеристик речи (заикание).


Трудности речевого общения зачастую могут обуславливать особенности эмоционально-личностного развития:  

• избегание коммуникации вплоть до отказа от общения (мутизм);
• эмоциональные реакции на трудности коммуникации: (непонимание) (плач, агрессия);
• тревожность; 
• стеснительность;
• страхи; 
• обидчивость. 


В современных условиях развития образования принятие ценностей инклюзии позволяет выделить следующие особые образовательные потребности данной категории обучающихся

• максимально раннее выявление риска возникновения нарушений речевого развития и предоставление ранней педагогической (логопедической) помощи в сенситивные периоды развития функции;  
• обеспечение целенаправленной педагогической (логопедической) помощи на этапе дошкольного детства, подготовка к школьному обучению;  
• обеспечение комплексного подхода для гармоничного психического и личностного развития ученика с тяжелыми нарушениями речи;   
• индивидуальный темп обучения;  
• адаптация и модификация учебного процесса, учебных материалов с учетом образовательных потребностей каждого обучающегося с ТНР; 

Учителю, в классе которого есть обучающиеся по адаптированным программам для ТНР, можно рекомендовать следующее:

 

 Речь педагога должна быть ясной, разборчивой, доступной для понимания ученика с ТНР; 

➢ Речь должна быть образцом для ученика с точки зрения ее звукопроизношения, выразительности, соблюдения орфоэпических норм русского языка; 
➢ Инструкции, указания учителя должны быть понятны и поняты учеником, доступны для выполнения;
➢ Трудный лексический материал урока должен обязательно отрабатываться с учениками: проговариваться, уточнять я понимание значения слова, включаться в активный словарь ученика; 
➢ Проверка скорости чтения исключается;
➢ Нельзя давать неправильные образцы произношения или написания (например, исправить ошибки в тексте);
➢ Необходимо использовать больше наглядности, опоры на все анализаторные системы (движение, слух, зрение);
➢ Включение в структуру уроков (занятий) заданий или упражнений на развитие высших психических функций;
➢ Включение в структуру урока динамических пауз;
➢ Поддержание позитивной самооценки ученика с ТНР.


В федеральных адаптированных программах для обучающихся с ТНР отмечается необходимость учета особенностей данной категории детей в процессе их оценивания, как промежуточного, так и итогового. 


В первую очередь в случае, если ученику дается с трудом устный ответ, то проверочное задание может быть заменено на письменную работу. В диктанты включается отработанная и автоматизированная лексика. Слуховой диктантможет быть заменен на задания, где необходимо списать текст и вставить пропущенныеорфограммы. предлагается 


Для учеников с нарушением письменной речи (дисграфии) необходимо учитывать их специфические ошибки и засчитывать их как одну ошибку. Например, пропуск букв и слогов – «жадые» (жадные) или их перестановка «онко» (окно), «звял» (взял).  


Если у обучающихся отмечаются моторные трудности, то учитель не должен снижать оценку за подчерк.   

Кроме этого, оценочные материалы могут быть адаптированы с точки зрения сокращение объема заданий, предоставления чек-листов; алгоритмизированных заданий, упрощение инструкций и т.д. 


В целом необходимо подчеркнуть, что учет педагогом особенностей психического и речевого развития таких учеников, их особых образовательных потребностей и, соответственно, стремление создать максимально адаптированные условия позволяет им успешно осваивать программу вместе с одноклассниками и чувствовать себя уверенно. 


кандидат педагогических наук, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Надия Тюрина




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку