Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Дефицит общения

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
31.05.2024

Все мы работаем, крутимся «как белки в колесе», и всем нам так хочется быть хорошими родителями. Но не обязательно выбирать что-то одно, быть хорошим работником не значит быть плохим родителем. Давайте разбираться: родители «хорошие» — это когда сами развивают своих детей или когда имеют возможность на занятия к специалистам водить? 


7i192gs2b25om594izujzksgzqn46fcf.png


Я, как, воспитатель, логопед-дефектолог и педагог раннего развития часто сталкиваюсь с мифом о том, что в обществе понимается, как «осознанное родительство». К сожалению, многим не понравится то, что я напишу ниже именно потому, что они узнают себя. Если же в результате прочтения этого не произойдет, то, всегда сможете оставить своё мнение в комментариях.

Развитие ребёнка – это кропотливый процесс, который требует внимания не только во время специально организованных занятий, но и вне занятий. Родителям, которым важен сам факт того, что они водят ребёнка на занятие к логопеду, нужно понять, что время, которое они затрачивают на дорогу и деньги, которые платят за результат не компенсируют того, что называется общением, коммуникацией, диалогом с ребёнком. Процесс развития речи детей немыслим без участия родителей. Когда родитель только водит на занятия к логопеду, а сам в процесс выполнения рекомендаций и заданий не включается, то динамика работы будет низкой, ребёнок не успеет в срок овладеть определёнными речевыми умениями и навыками. Именно тогда мы -  педагоги, говорим о педагогической запущенности, когда вы - многоуважаемые родители перекладываете на нас ответственность и снимаете её с себя. Вы действительно видите свою родительскую функцию только в обеспечении ребёнка питанием и жильём, в развлечениях и возможности покупки игрушек? Да, вы работаете! Работа – это хорошо. Хронический недосып в декрете превращается позже в рутину «работа - дом – работа». И вы, действительно,имеете право дома отдохнуть, зависая за просмотром любимого сериала или важных новостей из телевизора. А ребёнку вы обеспечиваете походы к логопеду, дефектологу и детство, полное игрушек.


Задаю вот уже 20 лет родителям один вопрос: «Как играете с ребёнком дома?». Современные родители вот как отвечают: «Вообще, каждый должен своим делом заниматься: специалисты деньги получают за развитие моего ребёнка! Пусть в садике занимается, а дома можно и мультики включить. Тем более они развивающие, да ещё и на английском».


Пожалуйста не думайте, что я призываю вас, родители, уволиться и не работать. Тем более, что это не поможет!


Если ваш ребёнок уже занимается с кучей специалистов, в том числе и с логопедом, то видимо есть на то причины. Видимо есть ограничения, дефициты, которые не позволяют ребёнку самому овладеть всеми компонентами речи.


А самый главный, на мой взгляд, дефицит – это дефицит общения. Дефицит общения в семье, где вся сущность диалога с младенчества связана с бытом (сном, питанием, купанием), с контролем поведения или с его отсутствием. 


Многие знают, что ведущий вид деятельности ребёнка – игра, но почему-то все забывают, что имеется ввиду не молчаливая самостоятельная игра с фоновым просмотром мультиков, а совместная игра со взрослым и сверстниками, в ходе которой присутствуют и игровые действия, и сюжет, и диалог. Если малыш ещё не умеет говорить, то нужны игры, где он сможет просто «звучать» так, как может. Вы - взрослые задаёте тон, вы придумываете правила и вы с ранних лет приучаете ребёнка этим правилам следовать. Даже, если вам кажется, что ребёнку интересно и самому – это ни так!


Приведу пример, братья 3 и 6 лет играют в световой магнитный конструктор. Вот старший построил башенку, вот вторую, младший сначала помогал, потом начал строить свою. Всё это молча. Сюжета в игре нет. Первые возгласы начались тогда, когда младший башенку старшего сломал. Потом вмешалась мама, успокоила обоих, поиграла так же молча с ними немного. Так же молча встала и вышла из комнаты.


Почему бы не привнести в игру человечков или фигурки животных, мама может предложить сюжет, где, например, требуется «потушить пожар» в лесу с помощью вертолёта или помочь гному собрать блестящие кристаллы?


Представьте только картину на ковре: «Внимание, диспетчер, срочно отправьте вертолёт. В лесу пожар!», просит мама. «Вертолет готов, отправляю!», - отвечает старший ребёнок. «ПФ-ПФ» произносит младший, чтобы закрутились лопасти у вертолёта. 


Приводить примеров больше не буду, так как суть понятна: научите ребёнка/детей разным способам игрового взаимодействия и проводите время в совместных играх регулярно, не менее 20 минут хотя бы 1- 2 раза в день, если мы говорим о детях-дошкольниках. Это при условии, если детский сад ребёнок посещает.


Чтобы подбросить дровишек в костёр вот и ещё тема: «общение в ключе активного слушания» – Что это для вас: Для меня - это про поиск новых тем для бесед, возможность задавать разные вопросы, а не любимое многими «Что кушал в садике?» или «Тебя никто не обижал?».


Всегда интересно общаться с увлечёнными (не только работой) людьми. Согласны? А вы интересны своему ребёнку? Я сейчас не призываю становится аниматором и развлекать, а увлечь своим примером, своим хобби. Например, папа может играть с сыном или дочкой в шахматы или брать с собой на футбол.


Если у вас всё еще нет вариантов найти время для общения и игр с собственным ребёнком, то хотя бы перестаньте тешить себя иллюзиями, что вы «занимаетесь» развитием, по сути, перекладывая ответственность за это на других. Никогда регулярные занятия с самым квалифицированным специалистом (логопедом, репетитором, тренером или няней) не заменят ребёнку развивающего общения, экскурсий, игр с родителями. 


Детские страхи, тревоги, сомнения, бесконечные «почему», увлечения, интересы, хобби да мало ли тем для того, чтобы быть в непрерывном диалоге с собственным ребёнком. Это ли не способ узнать своего малыша лучше? Вовлечённость в жизнь и успехи малыша, возможность прожить с ним яркие моменты детства – это про желание родителей и самим узнавать новое, и про возможность помочь, восполнить пробелы в развитии и про осознанное «родительство» вообще.


​​​​​Ваш логопед-дефектолог,педагог раннего развития

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Светлана Столярская




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку