Диплом «в стол».
Вы знаете, что чувствуешь, когда приходится что-то глобально менять в жизни? Кто-то, возможно, испытывает воодушевление, желание горы свернуть, а кто-то страх, тревогу и неуверенность.
Когда получили диплом логопеда, но продолжаете работать и ждёте удобный момент, чтобы практиковаться по новой специальности в вас говорит страх перемен, страх выхода из привычных рамок, страх переоценить свои возможности (нужное подчеркнуть).
Вы, возможно, прокручиваете миллионы негативных сценариев и рисуете себе картинки, где вас поругали, не выплатили зарплату, где разъярённые клиенты требуют деньги назад. Или ещё сюжет: к вам приходят «сложные» дети и вы не знаете, что с ними делать, совета спросить не у кого, забыли от страха, как выполнять артикуляционную гимнастику и ставить звуки, как и во что играть с ребёнком, тихо всхлипываете, утирая слёзы и размазывая тушь по лицу. Мир рухнул!)
Мне эта тема близка потому, что после 8 лет работы воспитателем наконец-то решилась моя судьба и педагог дошкольного образования переквалифицировался в учителя-логопеда. Я так долго откладывала, что теперь могу с уверенностью сказать, что все эти ожидания удобного момента - полнейшая чушь, а именно заблуждением я считаю отсутствие действий, комфортную во многом позиция наблюдателя.
Сейчас даже смешно вспоминать, как всё это было! Удобный момент наступил только через восемь лет.Предыдущая логопед ушла на пенсию и место в моём детском саду предложили мне. Сложно мне было представить тогда, что можно было и по-другому, и странно сейчас, что ждала пока предложат. Так вот: первый год я специальности совмещала, работала, как внутренний совместитель логопедом на пол ставки параллельно, привыкала постепенно к мысли о том, что я на своём месте знаете ли.
Вот сижу и думаю какие препятствия у меня были к тому, чтобы сразу работать логопедом, а не хранить 8 лет диплом в ящике стола? Кроме страха выйти из зоны комфорта и начать делать то, что хочу я сама, никаких преград у меня не было! Веры в себя оказалось недостаточно, поддержки со стороны было недостаточно тоже, плана «Б» у меня тоже не было. Просто ждала удобного случая или пока заметят, пригласят, оценят.
Если вы тоже никак не можете решиться начать практиковаться в логопедии позвольте дать вам несколько советов.
Во-первых, не суетитесь! Вам ничего не мешает найти контакты развивающих многопрофильных или речевых центров рядом с работой, учебой или домом. Для этого часто стоит лишь воспользоваться картой местности, собственной наблюдательностью и интернетом.
Во-вторых, можно работать по договору и совмещать логопедию с основной работой, заниматься частной практикой по вечерам или по выходным. Чтобы начать это делать нужно найти или освободить своё время. Невозможно? Муж не разрешает? Мама не помогает с малышами? Даже слушать ничего не хочу. Оставайтесь в рядах тех, кто ищет возможности, а не оправдания в бездействии.
В-третьих, если вы сразу честно предупреждаете своих клиентов о том, что быстрых результатов может не быть, если говорите смело и открыто о том, что у вас нет или недостаточно опыта в работе с определёнными нозологиями или категориями детей ОВЗ, то остаётся просто работать так, как умеете и набираться опыта. Желание развиваться в профессии у вас не отнимет никто, а возможность обмена опыта с коллегами и работа с опытным наставником - это шанс позволить себе немного задержаться в роли ученика. Кстати, у нас в академии есть и лого клуб для новичков и профессионалов, и масса полезной практической информации по профессии (https://fadologopedclub.ru/clubfree)
Когда вы даёте себе права набраться опыта в работе – это всегда про возможности роста, даже если и будут ошибки. Но, поверьте, эти ошибки, часто замечаете только вы.
Пример, на одной из своих консультаций по итогам диагностики речи я сказала маме 4х–летнего Максима о том, что я не могу настаивать на том, чтобы они посетили ортодонта, если она так переживает из-за возможной операции из-за укорочения подъязычной связки малыша. (А я могла, просто боялась). Мама с ребёнком на консультацию к ортодонту не пошли, а подъязычная связка так и оставалась укороченнойдо ухода ребёнка из детского сада в первый класс. В саду малышу звук «Р» поставить не удалось. Разочарование. Занавес.
Всё то желаемое, чего в нашей жизни нет мы себе не позволяем. Не разрешаем себе потому, что страшно: страхи, что окружающие не поймут и не поддержат, страхи, что ничего не получится...
Разделите листок на две части: слева составьте список заветных желаний, а справа – препятствия, обстоятельства и факты, которые вашим желаниям мешают, исполнится. Итак, запишите себе на листок слева списком: «Желаю стать логопедом, помогать детям, хорошо зарабатывать, работать на себя, вести частную практику», справа запишите факты и мысли, напротив каждого пункта: «мне страшно, я не умею, я не знаю с чего начать, муж не поймёт, свекровь откажется посидеть с детьми, не посмотрю свои сериалы, семья останется без ужина и т.д».
Вы имеете право думать так, как написали. А теперь закройте ладонью левую половину листка и поработайте со своими мыслями, заменяя их на позитивные, отпуская негативные и добавив ленивое «подумаю об этом завтра». Есть множество методик, позволяющих менять негативные убеждения и мысли на позитивные, но об этом лучше расскажут психологи.
Я же лучше тут расскажу про «поддержку» коллег при смене профессии. Я действительно на неё рассчитывала, ведь до этого проработала в своём детском саду 4 года в качестве воспитателя. Но я этой поддержки не получила: пока они продолжали работать свою 36-часовую неделю на ставку, я начала работать по 20 часов на ставку практически за те же деньги, да ещё и в отдельном кабинете (с видом на море хотела бы написать)))). Коллеги не поддерживали особо, а вот администрация очень даже: отправляли на открытые занятия, на обучение и повышение квалификации, а потом даже доверили организацию психолого-педагогического консилиума в детском саду.
А вы, кстати, задумывались о том, как желания, как иногда и дипломы или недописанные рукописи, так и остаются ничем. Дипломы лежат в толе, желания обесцениваются или осуждаются. Жизнь продолжается.
Так вот главный вопрос в том, готовы ли Вы менять свои мысли, убеждения на позитивные, открытые, на свои собственные?
Наблюдайте за своими установками, уважайте свои желания, слушайте себя и не позволяйте своим страхам управлять своей жизнью.
Ваш логопед-дефектолог, педагог раннего развития
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: