Дополнительное образование детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью
Современная образовательная ситуация характеризуется большим вниманием к тому, чем и как занимаются дети в свободное от непосредственной учебы время. Есть четкое понимание того, что время после школы необходимо также наполнять видами деятельности, способствующими их полноценному развитию. Кроме этого, в отношении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью сформировано представление об общей для всех потребности - выход за рамки образовательного пространства с целью его расширения и включения детей в естественную социальную жизнь.
В 2022 году была принята Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. В документе выделяют основные направления организации дополнительного образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Раскроем кратко потенциал той или иной области дополнительного образования для данной категории обучающихся.
Естественно-научная поможет раскрыть исследовательский потенциал ребенка с сохранным интеллектом. Важно понимать, что зачастую даже люди, не владеющие привычными способами коммуникации, способны выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и обобщения, способные в итоге менять представления об окружающем мире. Вдохновляющие истории успеха отечественного основоположника космонавтики Константина Циолковского, имеющего нарушения слуха, или физика Стивена Хокинга являются лучшими доказательствами того, что пределам для работы человеческого мозга, его желания открыть новое, ограничений практически нет. Тем более сегодня, когда мы можем использовать ассистивные технологии, компенсирующие те или иные дефициты: сенсорные или двигательные. В ситуации помощи в выборе объекта или предмета изучения в разделе естественно-научной направленности педагогам и родителям всегда необходимо отталкиваться от интереса ребенка. Иногда, например у детей с РАС, это может быть даже сверхинтерес, который будет мотивировать его активность, включенность и содействовать коммуникации с другими, не менее увлеченными людьми.
Туристско-краеведческая деятельность обладает большим потенциалом в таких аспектах, как физическое развитие, расширение представлений об окружающем мире, коммуникации, работе в команде, лидерских качеств, выносливости, автономности и т.д. Все эти сферы оказываются чрезвычайно важны для всех детей и подростков, а для тех, у кого есть особенности развития, сущностно необходимы. Довольно часто эти дети растут в условиях гиперопеки, лишаясь возможности пробовать и функционировать максимально самостоятельно и независимо. Туристическая деятельность таких возможностей представляет большое количество. Это и возможность попросить о помощи или справиться самому, а еще лучше помочь тому, кто рядом, положительным образом влияет на самооценку, положение человека в группе, расширение представлений о собственных возможностях. Важно подчеркнуть, что данное направление дополнительного образования может быть рекомендовано для всех категорий ОВЗ. Планирование маршрутов и логистики, привлечение волонтёров, использование имеющихся в регионе адаптированных маршрутов делает этот вид дополнительного образования доступным для каждого ученика.
Техническая направленность — это важная профориентационная ниша. Сегодня, когда престиж цифровых технологий и связанных с ними профессий и специальностей чрезвычайно велик, разнообразие технических кружков и секций позволяет каждому ученику попробовать себя в новом виде деятельности, повысить свой уровень цифровой грамотности, а возможно, и определить свой дальнейший образовательный маршрут. Выбор данного направления дополнительного образования может быть рекомендован всем категориям обучающихся с ОВЗ при условии предоставления и использования необходимым технических или прочих приспособлений (например, система айтрекинга для детей, не владеющих телом; озвучивающие приложения для незрячих и т.д.).
Социально-гуманитарная направленность программ дополнительного образования может рассматриваться как возможность развития у обучающихся важных социальных, так называемых мягких навыков (Soft Skills). Данные навыки будут востребованы на протяжении всей жизни вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Так, например, компетенции межкультурного общения, лидерских качеств, финансовой и медиаграмотности, способности к работе в команде будут способствовать росту уверенности и самооценки человека с ОВЗ и инвалидностью, его конкурентоспособности и реализации в современном мире.
Примеров творческой самореализации лиц с инвалидностью и ОВЗ безграничное количество. Творчество обладает и терапевтическим ресурсом, и ресурсом развития и саморазвития. Театр, изобразительное искусство, пение и танец, мультипликация, бисероплетение и другие виды художественного искусства — все это способно раскрыть любого молчуна, показать его сильные стороны, дать ему возможность почувствовать себя успешным и уникальным. Не стоит бояться того, что ребенок пробует разные варианты самопроявления и самореализации. Так, в безопасной среде он учится делать выбор в соответствии со своими желаниями, интересами, способностями. Получает первый опыт признания и проигрыша, понимания необходимости включения волевых усилий на пути к успеху. Кроме этого, конечно, творчество само себе позволяет человеку расслабиться, или наоборот, собраться, отреагировать скрытые эмоции, лучше понять их, выплеснуть в рисунке или танце. Можно сказать, что творческая направленность дополнительного образования необходима каждому обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью.
Физкультурно-спортивная направленность дополнительного образования, так же как творческая, способствует как общему развитию каждого человека, так и может стать нишей для дальнейшей самореализации человека с инвалидностью и ОВЗ. Взрослым важно помочь ребенку выбрать тот вид спорта или физической нагрузки, который будет полезен именно ему с учетом возможностей и ограничений здоровья. Правильно подобранные спортивные занятия в их разнообразии создают для учеников с ОВЗ необходимые условия укрепления физического здоровья, профилактики заболеваний и вторичных отклонений, формирования уверенности в себе, позитивного настроя, развития волевых качеств. Важно заметить, что, несмотря на большое количество противопоказаний к занятиям спортом у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, практически для каждого из них возможно и необходимо подобрать подходящую физическую нагрузку.
Итак, обозначив тезисно основные направления дополнительного образования и их потенциал для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, можно сказать, что секции и кружки, студии и школы предоставляют им возможность пробовать себя в разных направлениях деятельности, осознать ресурсы и дефициты и в конечном итоге, возможно, определить свое будущее.
кандидат педагогических наук,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Надия Тюрина
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: