Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Эмоциональный интеллект. Как его развить у ребенка?

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
24.09.2024

«Каждый может разозлиться — это легко, но разозлиться на нужного человека, в достаточной степени, в подходящий момент, с конкретной целью и правильным образом — крайне сложно».


s1g5wjcqt8676m6z6n39k29uvgk0kzcj.png


Аристотель

Эмоциональный интеллект — этоспособность распознавать свои и чужие эмоции, желания, намерения, а также умение ими управлять. Это совокупность навыков, которая позволяет понимать эмоции, мотивацию другого человека, разрешить свою внутреннюю борьбу, создавая комфортные условия и повышая качество жизни


Компоненты эмоционального интеллекта:

● Самосознание - умение распознавать собственные переживания и понимание того, как они влияют на окружающих людей. “Я знаю, что именно я чувствую”. “Я знаю, почему я это чувствую”. “Я знаю, чего я хочу”. “Я знаю, почему я этого хочу”.
● Эмпатия - способность понимать чувства и эмоции других людей по их мимике, интонации, голосу, взгляду, жестам. Это способность к сочувствию и сопереживанию, умение сострадать. “Я понимаю, что чувствует этот человек”. “Я могу показать, что разделяю чувства этого человека”. “Я сопереживаю этому человеку”. 
● Самоконтроль - способность не только осознавать, но и контролировать свои эмоции. Самоконтроль помогает не разрушать отношения с людьми на фоне своих негативных импульсов, не совершать опрометчивых поступков, “сгоряча”. Я умею контролировать свои эмоции”. “Я умею сдерживать резкие эмоциональные импульсы”. “Я умею справляться со стрессом”. 
● Социальные навыки — это умение общаться и выстраивать здоровые личные границы, не поддаваться давлению со стороны окружающих, умение адекватно реагировать на критику, решать конфликты конструктивно, выражать собственные позиции, справляться со своими эмоциями даже в стрессовой ситуации.


Что отличает ребенка с высоким эмоциональным интеллектом:

● Ребенок тонко чувствует, если мама сердится. Ребенок заранее предвидит, когда у мамы “сдадут нервы” и прекращает свои шалости. Он понимает состояние мамы и предвидит ее реакцию.

Чтобы развить это чувство у ребенка, следует проговаривать свои переживания и эмоции: “Я злюсь на тебя, потому что ты до сих пор не убрал свои игрушки”. “Меня раздражает, когда приходиться одно и то же повторять несколько раз”. Озвучивая свое состояние, вы учите ребенка понимать его.

● Если ребенок расстраивается, он точно осознает причину. Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку осознавать причину своего недовольства. Он понимает, что капризы и плохое настроение чем-то обусловлено и может сформулировать причину. 

Такое понимание ребенка формируется с понимания его состояния родителями. Проговаривайте ему: “Я понимаю, что прогулка была длительной, и ты устал”. “Я знаю, что сегодня очень жарко, и ты переутомился на солнце”. “Я понимаю, что вы с Колей не поделили игрушку в саду, и ты расстроен”.

● Ребенок самостоятельно решает конфликтные ситуации со сверстниками. Ребенок не имеет привычку жаловаться маме и прибегать к помощи взрослых при любых разногласиях со сверстниками. У него сформированы навыки самостоятельного решения конфликтов.


Если возникшая ситуация не несет угрозы для здоровья ребенка, позвольте ему самому решать вопросы со сверстниками и брать ответственность на свои поступки. Не стоит бросаться на защиту ребенка, не дав ему возможности постоять за себя. Проговорите с ребенком причину конфликта, эмоции, которые он испытывает (обиду, гнев) и подумайте вместе о том, что может чувствовать вторая сторона. 

● Ребенок комфортно чувствует себя в коллективе. С хорошо развитым эмоциональным интеллектом ребенок имеет высокий уровень адаптивности и положительный опыт межличностных отношений. Он свободно общается, знакомится, приобретает друзей. 

Предоставьте ребенку возможность социализироваться. В этом поможет посещение кружков, секций. Отправьте ребенка в детский лагерь. Организуйте ему мероприятия, создав условия, в которых он будет находиться среди сверстников. 

● У ребенка нет “синдрома первой парты”. В учебе, спорте или других сферах жизни ребенок не стремится к недосягаемому идеалу. Он ищет ресурс внутри себя, достигая гармонии. Ориентируется на собственные силы и возможности, а не на внешние факторы. 

Не следует предъявлять ребенку завышенных требований и безупречного выполнения домашней работы, исключительно первого места в соревнованиях. Всегда делайте акцент на том, что у ребенка в этот раз получилось лучше, чем в прошлый. Учите его правильно расставлять приоритеты. Если у ребенка хорошие математические способности, от него можно требовать пятерки в четверти. Но если он ходит в бассейн для общего развития и здоровья, не обязательно на соревнованиях быть первым.

А самое главное в развитии эмоционального интеллекта ребенка выразил американский психолог Джон Готтман в своих словах: 

Любые чувства и желания ребенка являются приемлемыми. Неприемлемой может быть только форма их выражения, поэтому родители должны устанавливать ограничения на поведение, а не на эмоции или желания».


Психологи, 

эксперты АНО ДПО «ФАДО» 

Анна и Николай Парфеновы

    



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку