Факторы суицидального поведения детей и подростков.
“Большинство самоубийц умирают, молясь, чтобы их кто - то нашел, спас до того, как наступит конец”
Ди Снайдер.
В большинстве случаев суицидальное поведение детей и подростков — это “крик о помощи”, тот самый душераздирающий крик, который не слышат взрослые. Демонстрация или шантаж. По статистике лишь в 10 процентах случаев самоубийство продиктовано истинным желанием оборвать жизнь. К сожалению, картину предсуицидального поведения подростка распознать не так легко, в силу мозаичности и лабильности нервной системы и психики ребенка.
Особенностями подросткового суицида являются:
● Манипуляция, демонстративность поведения, стремление бросить вызов.● Отсутствие навыков преодоления стрессовых ситуаций.
● Стремление получить адреналин, “игра” со смертью.
● Неустойчивая самооценка и пессимистический самоанализ.
● Эффект Вертера (подражание массовым самоубийствам, освещенным в СМИ).
● Неосторожное сексуальное поведение.
● Неверное понимание смерти, как таковой.
Виды суицидального поведения детей и подростков.
● Демонстративное. Это стремление обратить на себя внимание любой ценой, привлечение взрослых к своим страданиям. Ребенок не планирует свести счеты с жизнью. Его намерением становиться желание напугать, заставить окружающих задуматься, осознать несправедливость происходящего. Как правило, это изображение повешения, неправильное вскрытие вен, отравление не ядовитыми препаратами.● Аффективное. Совершение суицида спонтанное и импульсивное, когда эмоции (гнев, обида, злость, желание наказать, отомстить) затмевают реальное восприятие действительности. Отсутствует осознанное решение и подготовка к акту самоубийства.
● Истинное. Такое суицидальное поведение отличается четким планом и тщательной подготовкой. Ребенок продумывает время, обстоятельства и способ самоубийства. Часто пишет прощальное письмо. Пытается завершить какие - то дела. Как правило, истинное суицидальное поведение заканчивается смертью. Распространенный способ суицида “наверняка” — это прыжок с высоты.
Факторы суицидального поведения:
● Потенциальные факторы. Наибольшая вероятность повторной попытки совершения суицида приходится на первые 3–6 месяцев. 20 процентов детей готовы предпринять следующую попытку в течение первого года и 5 процентов совершают самоубийство в течении 9 лет.● Психические факторы. Наличие психических расстройств повышает вероятность суицидального поведения в 10–15 раз. Дети и подростки, имеющие тревожно - депрессивные расстройства, наркотическую зависимость, расстройства личности являются группой риска.
● Нарушение гендерной идентичности. Уподростков из неполных семей не всегда происходит здоровая идентификация со своим полом. Они пробуют отношения в рамках нетрадиционной ориентации, которые сопровождаются депрессивными состояниями, употреблением алкоголя, психоактивных веществ. Это в разы повышает вероятность суицидального поведения.
● Семейные факторы:
● Наличие психических расстройств у родителей или близких родственников.
● Недостаточная интеграция ребенка в социум вследствие низкого социально-экономического и образовательного статуса семьи.
● Стиль воспитания по типу тотального контроля без установления близких эмоциональных связей с ребенком.
● Антисоциальное поведение родителей (алкоголизация, наркомания и т. д.)
● Стрессовые события (триггеры).
● Нарушение детско-родительских отношений, сопровождающееся острыми конфликтами.
● Сексуальное, физическое или эмоциональное насилие. Жестокое обращение с детьми становится главным фактором развития суицидального поведения. Особенно болезненно воспринимают любую форму насилия мальчики.
● Завершение романтических отношений, переживание разлуки, предательство друзей.
● Моральное насилие, запугивания, унижения, издевательства со стороны сверстников (буллинг).
● Нежелательная беременность, заболевания половой сферы могут являться запуском суицидальных намерений.
● Распад семьи, смерть родителей, значимых взрослых.
Переживание эмоционального страдания, фиксация на негативных событиях, болезненное психическое бесчувствие (“я не живу, я существую”), низкая социальная активность, неблагоприятное соматическое состояние могут стать значительными факторами развития суицидальных мыслей.
На что следует обратить внимание?
● Отстраненность от окружающих. У младших школьников резко падает интерес к играм и просмотру мультфильмов. Ребенок замкнут, апатичен, предпочитает одиночество.● Наблюдаются вегетативные расстройства (нарушение пищевого поведения, сна, возникают боли различной локализации).
● Настораживают рисунки, выдуманные истории, рассуждения о смерти, интерес кспособам самоубийств.
● Неустойчивое эмоциональное состояние (раздражительность, плаксивость, тревожность, немотивированные приступы агрессии).
● Резкое снижение учебной мотивации. Неуспеваемость усугубляется астеничностью, вялостью, апатией, сонливостью.
● Подростки часто озвучивают суицидальные мысли: “Мне не зачем жить!”, “Лучше бы я умер!”, “Я сброшусь с крыши!”. Психологическая неустойчивость сочетается с эмоциональной отстраненностью и безразличием к своему внешнему виду.
Сталкиваясь с признаками детского и подросткового суицидального поведения очень важно установить с ребенком доверительные взаимоотношения, интересоваться, слушать, не обесценивая его переживания и боль. Проявляйте участие, заботу и поддержку. Очень важно донести до ребенка мысль, что можно найти выход из любой ситуации, а ответственность за жизнь и здоровье он несет сам. Обязательно обратитесь к специалистам, чтобы избежать трагических последствий внутреннего состояния ребенка и восстановить его психологическое благополучие.
Психологи,
эксперты АНО ДПО «ФАДО»
Анна и Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: