Искусственный интеллект в инклюзивной практике: новые возможности или новые ограничения?
Открываем интернет, вводим поисковый запрос, получаем ответ. Искусственный интеллект выполнил за нас огромную работу, он нашел за нас ту информацию, которую мы бы могли искать несколько часов, а иногда и дней. Нравится нам это или нет, прогресс идет вперед. И наша задача состоит в том, чтобы понять, как можно использовать технологические возможности в самых разных сферах нашей жизни. И педагогика, в том числе инклюзивная, здесь не исключение.
Давайте поговорим о том, как можно приручить это пока еще зачастую не до конца понятое или даже мифологизируемое «чудо» техники для пользы дела. Говорить мы будем о том, как могут использовать возможности искусственного интеллекта педагогики и родители для развитиясвоих детей с особыми образовательными потребностями.
Первое, что нужно отметить, это возможности индивидуализации образовательного процесса под разные потребности учеников в классе. Например, учитель может попросить подобрать задания повышенной или, наоборот, пониженной сложности для разных детей. Может попросить персонифицировать условия задачи так, чтобы они отвечали потребностям и жизненному опыту конкретного ребенка. А что стоит его возможность проанализировать выполненные учеником задания в динамике, выявить сильные и слабые стороны и предложить на их основе индивидуальную программу обучения (например, тренажер упражнений с конкретными орфограммами или правилами). А возможность проверить домашнюю работу, при этом избежав эмоциональных оценок, которые зачастую высказывают родители. Это вовсе не значит, что учебный процесс рискует лишиться человеческого участия и тепла. Это как раз зависит от учителя и родителя. Насколько они готовы разделить образовательный процесс с ребёнком и теми инструментами, которые могут помочь оптимизировать временные, личностные и другие затраты.
Кроме этого, искусственный интеллект можно рассматривать как репетитора для своего ребенка, в том случае, если рядом нет желаемого или ребенок с трудом устанавливает новые отношения. А у семьи стоит задача достижение значимых академических целей. Такой репетитор будет учитывать индивидуальный запрос, индивидуальные особенности, индивидуальный темп деятельности и при этом будет стремиться поддерживать мотивацию и включенность ученика в учебный процесс, так как он сам лишен таких человеческих переживаний, как усталость, раздражение, личные проблемы и т.д.
Учителю, безусловно, искусственный интеллект может быть важным помощником. Все, кто работает в условиях инклюзии, знают, что учитель должен адаптировать материалы под потребности ученика. А если они разные, один с нарушением слуха, другой интеллекта, например, и совсем нет времени. Да и знаний тоже бывает недостаточно. И тут можно обратиться за помощью к искусственному интеллекту, в конце концов, он же то же результат человеческого разума. Главное правильно сформулировать запрос, и тогда вы получите варианты адаптированных заданий, которые устроят и вас, и ученика.
Для специалистов сопровождения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) инструменты искусственного интеллекта могут стать весьма полезными. Для многих детей с особыми образовательными потребностями область речевого развития представляет максимальную сложность. Выраженность трудностей может быть очень вариативна: от нарушения отдельных звуков до полного отсутствия речи. И возможности искусственного интеллекта как инструмента в создании развивающей среды было неправильно не оценивать и не использовать.
Все специалисты сопровождения сталкиваются с необходимостью использовать большое количество наглядности (картинки, пособия, игры) для развития речи детей и, главное, для развития их коммуникативных возможностей. Ребенок, который может что-либо рассказать сам о том, что хочет увидеть, а искусственный интеллект, используя это словесное описание, создаст соответствующую картинку. Мотивирует рассказывать? Думаю, да.
Кажется просто, а не очень. Для того чтобы, желаемый результат в максимальной степени соответствовал полученному, описать нужно максимально полно, точно и ясно. А это уже бывает посложнее. Попробуйте сами описать то, что хотите вы получить и проверьте, насколько совпадет желаемое и реальное. Чем точнее вы опишите, тем более желаемое получите. Значит,ребёнок развивает активный словарный запас,усваивает грамматический строй речи и развивает связанное высказывание.
Ну и для развития воображения ребенка большой простор: ребенок свободен в своем фантазировании, придумывает детали, озвучивает и получает то, чего не может быть силой своей речи. Не стоит бояться, что это увлечет его больше, чем реальность. Это то же самое фантазирование и придумывание, только с возможностью визуализировать свой придуманный мир. Например, приложение Midjourney позволяет «оживить» детский рисунок, а значит обсудить, улыбнуться и узнать что-то новое.
Ну а возможности коммуникации тоже оказываются достаточными: педагог вместе с ребенком или их группой создают какой-то продукт. Всем нужно договориться между собой о том, что хотим получить в итоге, в каком виде, в процессе создания соблюдать очередность и уступать, решать конфликты, понимать друг друга.
Такие возможности искусственного интеллекта не ограничиваются созданием изображений. Тесты, презентации, аудио и видео контент, все это может стать частью развивающей среды и дидактическим материалом для работы с детьми, имеющими самые разные особенности развития. Ведь именно возможность индивидуализации контента является на сегодня основным аргументом за его использование.
Понятно, что в рамках небольшой статьи трудно раскрыть все возможности нового инструментария. И поэтому я предлагаю вам изучать и пробовать, находить новые способы работы с вашими учениками и воспитанниками, а также обязательно делиться результатами с коллегами и другими заинтересованными людьми!
кандидат педагогических наук,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Надия Тюрина
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: