Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Искусственный интеллект в инклюзивной практике: новые возможности или новые ограничения?

Время чтения: 5 минут
Вам могут быть полезными:
08.10.2024

Открываем интернет, вводим поисковый запрос, получаем ответ. Искусственный интеллект выполнил за нас огромную работу, он нашел за нас ту информацию, которую мы бы могли искать несколько часов, а иногда и дней. Нравится нам это или нет, прогресс идет вперед. И наша задача состоит в том, чтобы понять, как можно использовать технологические возможности в самых разных сферах нашей жизни. И педагогика, в том числе инклюзивная, здесь не исключение. 


h6rm2usjv4g5sf2wb19ew01qza0mp36d.png


Давайте поговорим о том, как можно приручить это пока еще зачастую не до конца понятое или даже мифологизируемое «чудо» техники для пользы дела. Говорить мы будем о том, как могут использовать возможности искусственного интеллекта педагогики и родители для развитиясвоих детей​ с особыми образовательными потребностями. 


Первое, что нужно отметить, это возможности индивидуализации образовательного процесса под разные потребности учеников в классе. Например, учитель может попросить подобрать задания повышенной или, наоборот, пониженной сложности для разных детей. Может попросить персонифицировать условия задачи так, чтобы они отвечали потребностям и жизненному опыту конкретного ребенка. А что стоит его возможность проанализировать выполненные учеником задания в динамике, выявить сильные и слабые стороны и предложить на их основе индивидуальную программу обучения (например, тренажер упражнений с конкретными орфограммами или правилами). А возможность проверить домашнюю работу, при этом избежав эмоциональных оценок, которые зачастую высказывают родители. Это вовсе не значит, что учебный процесс рискует лишиться человеческого участия и тепла. Это как раз зависит от учителя и родителя. Насколько они готовы разделить образовательный процесс с ребёнком и теми инструментами, которые могут помочь оптимизировать временные, личностные и другие затраты.


Кроме этого, искусственный интеллект можно рассматривать как репетитора для своего ребенка, в том случае, если рядом нет желаемого или ребенок с трудом устанавливает новые отношения. А у семьи стоит задача достижение значимых академических целей. Такой репетитор будет учитывать индивидуальный запрос, индивидуальные особенности, индивидуальный темп деятельности и при этом будет стремиться поддерживать мотивацию и включенность ученика в учебный процесс, так как он сам лишен таких человеческих переживаний, как усталость, раздражение, личные проблемы и т.д.


Учителю, безусловно, искусственный интеллект может быть важным помощником. Все, кто работает в условиях инклюзии, знают, что учитель должен адаптировать материалы под потребности ученика. А если они разные, один с нарушением слуха, другой интеллекта, например, и совсем нет времени. Да и знаний тоже бывает недостаточно. И тут можно обратиться за помощью к искусственному интеллекту, в конце концов, он же то же результат человеческого разума. Главное правильно сформулировать запрос, и тогда вы получите варианты адаптированных заданий, которые устроят и вас, и ученика. 


Для специалистов сопровождения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) инструменты искусственного интеллекта могут стать весьма полезными. Для многих детей с особыми образовательными потребностями область речевого развития представляет максимальную сложность. Выраженность трудностей может быть очень вариативна: от нарушения отдельных звуков до полного отсутствия речи. И возможности искусственного интеллекта как инструмента в создании развивающей среды было неправильно не оценивать и не использовать. 

 

Все специалисты сопровождения сталкиваются с необходимостью использовать большое количество наглядности (картинки, пособия, игры) для развития речи детей и, главное, для развития их коммуникативных возможностей. Ребенок, который может что-либо рассказать сам о том, что хочет увидеть, а искусственный интеллект, используя это словесное описание, создаст соответствующую картинку. Мотивирует рассказывать? Думаю, да. 


Кажется просто, а не очень. Для того чтобы, желаемый результат в максимальной степени соответствовал полученному, описать нужно максимально полно, точно и ясно. А это уже бывает посложнее. Попробуйте сами описать то, что хотите вы получить и проверьте, насколько совпадет желаемое и реальное. Чем точнее вы опишите, тем более желаемое получите.  Значит,ребёнок развивает активный словарный запас,усваивает грамматический строй речи и развивает связанное высказывание.

Ну и для развития воображения ребенка большой простор: ребенок свободен в своем фантазировании, придумывает детали, озвучивает и получает то, чего не может быть силой своей речи. Не стоит бояться, что это увлечет его больше, чем реальность. Это то же самое фантазирование и придумывание, только с возможностью визуализировать свой придуманный мир. Например, приложение Midjourney позволяет «оживить» детский рисунок, а значит обсудить, улыбнуться и узнать что-то новое.   


Ну а возможности коммуникации тоже оказываются достаточными: педагог вместе с ребенком или их группой создают какой-то продукт. Всем нужно договориться между собой о том, что хотим получить в итоге, в каком виде, в процессе создания соблюдать очередность и уступать, решать конфликты, понимать друг друга. 

Такие возможности искусственного интеллекта не ограничиваются созданием изображений. Тесты, презентации, аудио и видео контент, все это может стать частью развивающей среды и дидактическим материалом для работы с детьми, имеющими самые разные особенности развития. Ведь именно возможность индивидуализации контента является на сегодня основным аргументом за его использование. 


Понятно, что в рамках небольшой статьи трудно раскрыть все возможности нового инструментария. И поэтому я предлагаю вам изучать и пробовать, находить новые способы работы с вашими учениками и воспитанниками, а также обязательно делиться результатами с коллегами и другими заинтересованными людьми! 


кандидат педагогических наук, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО»

Надия Тюрина

 

    



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку