Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Как научить учиться?

Время чтения: 4 минуты
Вам могут быть полезными:
22.08.2024

Все чаще мы сталкиваемся с проблемой отсутствия мотивации детей к учебе. Веселые картинки социальных сетей, где родители весело прыгают в коридоре со словами: «Ура, каникулы!», - уже не кажутся нам веселыми.


405irgg90o5jq6k9gc42oziekxe06lyp.png


Острее проблема становится ближе к 8-му классу, ведь впереди сдача экзаменов. Мы видим, что малыш уже становится подростком. Учебники и тетради беспорядочно валяются по комнате, все чаще пишет классный руководитель, сообщая о том, что ребенок ленится и не делает домашние задания, не выполняет задания на уроках. В тетрадях по русскому языку буквы играют в чехарду, а в тетради по биологии нет ни одной таблицы.

Копнув, чуть глубже обнаруживается что ребенок не умеет составлять конспекты, не знает правила оформления работ в рабочих тетрадях. И вообще имеет общие представления что такое правила и искренне не понимает зачем их нужно соблюдать:«Итак все понятно», «Ох, это глупости какие-то». Вы пытаетесь поговорить с ребенком и с ужасом понимаете, что он не слушает вас больше одной минуты и даже диалог выстраивать не умеет. 

Смотрим оценку по литературе, руки безвольно опускаются вниз, двойка догоняет тройку и вытягивает ребенок оценку только за счет выученных стихов. И это в лучшем случае. На вопрос: «Ты почему не учишься», получаем ответ: «Это не интересно».

Дальше дело развивается по стандартному сценарию: репетитор, психолог, невролог, далее странные специалисты по профессии логопед и нейропсихолог. Хорошо, когда на этапе «репетитор» проблема решается. А если нет? В чем причина?

Отвечу прежде всего, как коррекционный педагог. Проблема неуспешного обучения тянется с детства. Дело в том, что заставить ребенка выполнять задания или в игровой форме поддерживать мотивацию к выполнению заданий мы можем только до 8-9 лет. Дальше, если ребенок не хочет, то вы его не заставите. И вот здесь основная проблема.

Причин отсутствия мотивации к обучению может быть много, рассмотрим наиболее часто встречаемые в практике коррекционных педагогов. Те варианты, когда пройдены ступени «психолог, невролог». Я не говорю сейчас о детях с ОВЗ, речь пойдет о детях без особенностей развития. Или нам только кажется, что особенностей нет?


Основные причины:

1. Ребенок не успевает за темпом обучения. 
2. Нарушение режима дня (досуг, дополнительные секции, сон).
3. Несформированность более простых этапов психической функции.
4. Несформированность учебного поведения.
5. Нарушения процессов воспитания.
6. Отсутствие целей.
7. Пропуски, пробелы в более простых знаниях.


Сразу приведу пару примеров.

Третий класс, мальчик, не делает домашние задания. Позвонил классный руководитель, ребенок не пишет классные работы. Заключение дисграфия. Причина: пропустил этап автоматизации письма. Школьного времени не хватило для того, чтобы у ребенка закрепилось написание графемы. Дома игнорировали задания в прописях, не контролировали ребенка, не помогали. Закрепилось неправильное написание графем, при увеличении объема письменных работ ребенок не справился с нагрузкой и перестал писать совсем.

В этом случае ребенок, может быть, и хочет учиться, но не может. И уж лучше быть крутым хулиганом, который дерзко ведет себя с учителями и не выполняет ДЗ, чем простым двоечником. Решение проблемы: сформировать и автоматизировать правильные графемы, поддерживать ребенка и дать ему ощущение успеха.


Второй пример. 

Пятый класс. Жалобы родителей: невнимательный, ничего не слушает, ничего не делает и не заставишь.

Не заставишь. Пропуск половины третьего класса дал о себе знать. Ребенок не усвоил тем по русскому языку и математике. Пропуски школьных уроков не были восполнены, далее, как снежный ком. Пока у родителей были силы «давай я тебе быстро решу, а ты перепишешь» и доступ к ГДЗ в компьютере, все шло неплохо и даже получалось получать четверки. Как только встал вопрос самостоятельного выполнения сложных контрольных работ, двойки, неуспех, отказ от учебы. 

В данном случае решил проблему репетитор и психологическая помощь, а также коррекция детско-родительских отношений. Первый репетитор не смог помочь с проблемой, так как начал зубрить темы текущего класса, не поняв, что у ребенка пробелы в базовых знаниях предмета.


Вывод на основе вышеизложенных примеров прост. Помогите ребенку начать учиться. Умению учиться тоже надо научить! Навык самоконтроля только начинает формироваться в 7 лет. Проверяйте до 3го класса домашние работы. Объясняйте ребенку доступными примерами школьные темы, выбирайте удобный для ребенка темп. Не делайте за него, делайте вместе с ним домашние и дополнительные упражнения. Хвалите и поддерживайте ученика. 


Логопед-дефектолог, 

эксперт АНО ДПО «ФАДО» 

Людмила Коновалова

    



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку