Как следует правильно запрещать? Советы психолога.
“Ребенок должен понять три вещи: можно, нельзя и надо”
В. А. Сухомлинский
Запреты играют важную роль в жизни ребенка. С помощью запретов он чувствует границы, формируется понимание правильного поведения в социуме. Мир для ребенка становится понятным и предсказуемым, а значит безопасным. С помощью запретов ребенок учится ориентироваться в правилах поведения, он приобретает внутреннюю стабильность и уверенность.
● Запретов не должно быть слишком много. Ребенку, разумеется надо понимать слово “нельзя”, обозначая границы дозволенного. Но родителю следует определиться с зоной запретов. Если нельзя шагать по лужам, залезать на высокую ступеньку, гулять, когда все ребята еще только выходят во двор и громко радоваться, получив сахарную вату в детском парке, то каким вырастет ребенок? Правильно! Ограниченным, тревожным, дезадаптивным.● Запреты должны быть согласованы обоими родителями. Мама сказала “да”, а папа сказал “нет”. Игра в “хорошего” и “плохого” полицейского приводит к полной дезориентации ребенка. Он не понимает, что такое “хорошо”, что такое “плохо”, как себя вести. Такая рассогласованность методов воспитания приводит к неврозу. Или ребенок начинает умело манипулировать одним из родителей: “Папа, давай посмотрим мультики, а я маме ничего не расскажу”. “Мама, мы спрячем дневник от папы, а я помою посуду”.
● Если запрет — значит запрет. Допустим, вы запретили ребенку прогулку за определенную провинность. Но затем вас порадовал супруг, подарив цветы, или позвонили с работы, пообещав премию, инастроение улучшилось. На фоне положительных эмоций вы отпустили ребенка гулять. Все! Провал! В следующий раз ваш запрет заведомо обесценен.
● Не ссылайтесь на мнение окружающих. “Не кричи, там лялька в коляске плачет”. “Не слушай громко музыку, ты мешаешь соседям”. “Не бери меня за руку, что подумают взрослые мальчики в очереди”? У ребенка должны формироваться определенные рамки поведения не на основе внешних факторов, а с опорой на внутреннее сознание и анализ собственного поведения.
● Интонация. Очень важен тон, с которым произносится запрет. Он не должен нести в себе эмоционально негативную окраску. Строго, спокойным, уверенным голосом, но с дружественной интонацией. Запрет необходимо объяснять. Повелительный тон или ультиматумы вызовут бурную реакцию со стороны ребенка.
● Аргументация. Ребенку нельзя сказать просто “нет”. Ваш отказ обязательно должен быть аргументирован, объясните ребенку по какой причине вы ему отказали. В возрасте от двух лет ребенок уже способен понять простые доводы.
Получая в свой адрес слово “нельзя”, у ребенка возникает протестная реакция, которую можно разделить на три типа:
● Плач, крик, злость. Следует проговорить ребенку, что вы понимаете его чувства, чтобы запрет не переносился так тяжело. “Я понимаю, что ты расстроен и злишься…”● Манипуляция. Ребенок “выдавливает” слезы, закатывает демонстративные истерики, пытается уговорить другого родителя, шантажирует: “Разреши мне гулять, я уберусь в своей комнате”. “Если ты мне не купишь мороженое, я не буду делать математику”. Поддавшись на провокации, родители закрепляют у ребенка подобную модель поведения.
● Принятие. Ребенок самостоятельно успокаивается, понимая, что запрет окончательный и варианта нарушить его нет.
Чтобы справиться с негативной реакцией ребенка на запрет, нельзя оставлять его одного, сам ребенок не справится со своим гневом и обидой. Попробуйте метод отвлечения. Если ребенок старше трех лет, с ним можно договориться или предложить альтернативу.
Психолог, логопед,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Анна Парфенова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: