Копилка логопеда. Начало работы при межзубном и губно-зубном сигматизме
Задача: Начало работы при межзубном и губно-зубном сигматизме.
Ответ:
В первую очередь логопед оценивает состояние мышц артикуляционного аппарата. При межзубном и губно-зубном сигматизме нас интересует тонус мышц щек, губ и языка. Вы будете наблюдать гипотонус мышц кончика языка. Язык неустойчив в артикуляционной позе и вываливается изо рта. Ребенок быстро устает, не может удерживать язык за зубами. Оцените прикус ребенка. Нарушение прикуса также может быть причиной сигматизма.
Рекомендуется начинать с:
1. Проведения артикуляционной гимнастики. Используем упражнения «иголочка», «горочка», «качели», «чистим нижние зубки». Упираем язые в нижние зубы и качаем вперед-назад. «Надуй щеки», укрепляем мышцы губ («заборчик-трубочка»).2. Удерживаем языком ватною палочку за нижними зубами.
3. Формируем правильный речевой выдох, работаем над силой воздушной струи. Струя воздуха холодная, посередине языка. При необходимости формируем желобок для воздушной струи.
4. Проводим логопедический массаж, используем в работе элементы логопедического массажа.
5. Рекомендуется постановка звука с помощью зонда или зондозаменителей. Контролировать произношение необходимо перед зеркалом.
Постановку свистящих начинаем с постановки твердого звука «С».
Мы рассматриваем случаи из практики. Все рекомендации носят частный характер и являются общими. Для составления индивидуальных программ требуется большее количество вводных данных.
Логопед-дефектолог,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Людмила Коновалова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: