Механизмы психологической защиты у детей.
“Если вспомнить, сколько препятствий встречаются ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна”
Альфред Адлер.
Ребенок провинился. На закономерный вопрос мамы: “Зачем ты это сделал?!” ребенок совершенно искренне отвечает: “Я не знаю!”. На что мама с негодованием приходит к выводу: “А кто должен знать? Ты просто что-то скрываешь от меня”. Но на самом деле это не так, психика человека сложна и не стоит поведение ребенка трактовать однозначно. Срабатывает защитный механизм, как адаптивная функция на происходящие изменения и стрессовые ситуации. Так ребенок снимает эмоциональное напряжение и тревогу. Защита срабатывает автоматически, бессознательно и ситуативно. она не зависит от сознательных желаний или намерений. Поэтому в поведении ребенка может появиться немотивированная робость, демонстративность, агрессия. Бессознательное удивляет своими эмоциями, настроением, фантазиями, невротическими расстройствами. А психологическая защита при этом играет сберегающую функцию и становится важной частью развития личности ребенка. Анна Фрейд писала: “шансы ребенка стать здоровым зависят от того, насколько его “Я” способно вынести лишения, чтобы пройти путь от принципа удовольствия к принципу реальности”. В нашей статье мы рассмотрим основную классификацию механизмов психологической защиты ребенка и дадим характеристику каждого из них.
Отрицание.
-
Отрицание — это стремление избежать информации, которая не совместима с восприятием ребенка о чем-либо. Ребенок игнорирует то, что вызывает у него тревогу. Например, в доме погибает питомец. При этом ребенок продолжает верить в его существование (кладет корм в миску, зовет его по кличке). Или, принимая горькое лекарство, уговаривает себя, что оно вкусное, как шоколад. Так он отрицает действительность и заставляет себя верить в выдуманные представления о лекарстве.
-
Вытеснение — это психологическая защита, которая связана с выключением из сознания ребенка не самой травмирующей ситуации, а мотива поступка. Забывается не событие, а сама причина, по которой оно произошло. Часто защита вытеснения связана со страхом смерти, сексуальной травмы, агрессивным поведением взрослых.
-
Подавление - это блокирование травмирующей информации, перевод нежелательных воспоминаний в бессознательное ребенка. Особенность этой психологической защиты заключается в том, что содержание самого переживания забывается, а невротические, эмоциональные и вегетативные проявления остаются надолго. Например, ребенок получает негативную оценку от взрослого при прочтении стихотворения. Эмоции стыда, страха и неуверенности в себе ребенок подавляет. Но при каждом выступлении у доски у него проявляются невротические реакции (кожные покраснения, повышенное потоотделение, сильное сердцебиение). Или ребенок становится свидетелем ссоры родителей. Он испытывает страх, обвиняет себя, чувствует незащищенным. Травмирующие эмоции блокируются путем защиты подавления. Но видя родителей вместе впоследствии у него возникает чувство тревоги и психологического дискомфорта.
-
Проекция - это бессознательный перенос неприемлемых желаний и мыслей на другого человека, отвержение собственных переживаний и перекладывание ответственности на внешние факторы. Например, ребенок ломает игрушку. Но на вопрос воспитателя: “Кто это сделал?” отвечает: “Это не я, это Маша”. Или мама не отпускает ребенка гулять. При этом на нее обрушиваются слова: “Ты злая, ты меня не понимаешь!”. На самом деле происходит реакция проекции и ребенок приписывает маме свою “злость”.
-
Замещение - это механизм психологической защиты, в основе которого лежит замена недопустимого действия допустимым, переадресация эмоциональных проявлений на другого. Существуют два способа замещения. Первый - это замена одного действия другим. Например, ребенок не может справиться с домашним заданием по математике, и от гнева рвет тетрадь. Второй способ - замещение действие словом. Например, ребенок, испытывая злость по отношению к своему обидчику, опасается его ударить. Поэтому, убегая от него на расстояние - начинает обзываться.
Следует сказать, что ребенок в стрессовой ситуации использует несколько защитных механизмов, подсознательно вырабатывая для себя наиболее конструктивную реакцию, которая определяет его психологическую адаптацию, сохраняя устойчивость представлений о мире, формирование установок и ориентиров.
Психологи,
эксперты АНО ДПО «ФАДО»
Анна и Николай Парфёновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: