Мне интересно со своим ребенком
«Он ещё маленький для всего этого! Вырастит и я возьму его с собой на хоккей или рыбалку, а пока…» - так часто рассуждают папы и это про то, что с ребёнком им самим неинтересно.
Тем не менее, формирование избирательных интересов ребёнка – ответственность родителей. Если понадеяться, только на детский сад, школу и двор, естественное взросление, эволюцию мозга, то момент не избирательного, а клипового мышления ребёнка неизбежен.
Сегодня, мне важно поделиться своими мыслями про формирования познавательного интереса ребёнка, как избирательной стратегии, ориентации на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира. Такая стратегия максимально эффективна: она активизируют психические процессы, интеллектуальные возможности и деятельность ребенка.
Материнство и отцовство должно быть счастливым! Да, кроме обязанностей, тревог и забот общение с детьми приносит радость. Я люблю общаться с детьми и именно поэтому я в своей профессии. К сожалению, у педагога с ребёнком часто точек соприкосновения больше, чем у родных мам и пап. Но сегодня я хочу рассказать вам – родители о предметном осознанном общении с ребёнком, о возможности выстроить коммуникацию и организовать досуг так, чтобы испытывать разные эмоции, а потом делиться впечатлениями.
«Современным детям ничего не интересно! О чём с ними говорить» - негодуют родители. Иногда взрослые забывают о том, что не всегда были взрослыми и смотрят на малышей «сверху вниз» и в прямом и в переносном смысле этого выражения. А ведь только «глаза в глаза» рождается доверие и возможность малышу быть понятым и услышанным.
Осознанная коммуникация – это не просто забота об эмоциональном благополучии ребёнка, это честный разговор взрослого с собой о том, что он может малышу дать, чем поделиться, чему научить, на какие идеи, мысли и действия вдохновить.
У меня есть мысли на этот счёт, которыми хотела бы с вами поделиться. Прежде всего, давайте посмотрим на сознание ребёнка, как на чистый лист: что посеешь, то и пожнёшь. Представим, что малыш 5ти лет увлечен компьютерной игрой, рассказывает эмоционально, а вы, чтобы подержать разговор решаетесь поиграть вместе и понимаете, что эта игра жестокая, что стрельба и кровь реалистичны и хорошо бы переключить внимание малыша. И вот теперь дилемма в том на что переключить. Знакомо? Предлагаю разобраться в вопросе: игра – это азарт, адреналин, дофамин, любопытство не правда ли? А что, если предложить ребёнку реальную, а не компьютерную игру, погрузить его в реальные сопереживания команде? Изучала этот вопрос так сказать на практике. Сходила на хоккейные матчи и увидела просто огромное количество детей всех возрастов в сопровождении родителей. Представить не могла, что это не просто шоу, пока не увидела, как же это здорово объединяет, даёт почву для разговоров, возможность сопереживания и эмоционального отклика. А теперь представим, что ребёнок будет теперь и сам просить купить ему коньки и захочет сам встать на лёд. Наверное, целая цепочка событий будет запущена: от поиска ближайшего катка и до поиска спортивной секции. Помимо этого, у вас с малышом появится предметность в диалоге и бытовые темы типа «что ты кушал в садике?» сменятся на «горжусь твоими достижениями, «тренер хвалил тебя сегодня».
Папа 6ти летнего Лёши научил его играть в шахматы, показал, что такое успех и победа и теперь онлайн занятия позволяют малышу усилить свои способности. Леша играет в шахматы с папой, с дедушкой, с тренером, учит играть маму и поверьте с ним есть о чём поговорить, он увлечён теперь не только мультиками и роботами.
Когда дети становятся старше к ним тоже можно подобрать «ключик», наладить диалог, хотя это немного сложнее. Чтобы свободное время ваших детей не было заполнено бесцельно задумайтесь прямо сейчас о том, что вы можете предложить взамен. Выходите уже из зоны комфорта и не ждите, когда малыш будет «достаточно взрослым».
Когда я работала социальным педагогом в школе мне приходилось видеть слёзы родителей, детей, педагогов и даже сталкиваться с правонарушениями, совершёнными детьми. Инспектора по делам несовершеннолетних только руками разводили. А я понимала, что проблема в том, что неорганизованные и ничем особо не увлечённые подростки лишены критического избирательного отношения к деятельности легко попадают под плохое влияние. А момент доверительного диалога с родителями был давно упущен. Но мы всё же не об этом.
Уточню: не важно воспитанием мальчика или девочки вы занимаетесь, важнее ваш запал, желание выявить и привить интересы и увлеченияи ваш энтузиазм в этом деле.
Интересно ли вашему ребёнку то, что интересно вам? С этого вопроса я бы начала своё исследование. Я водила свою дочь в возрасте 5ти лет на мастер-классы по сухому и мокрому валянию и нам это было интересно. Одна моя подруга отвела дочь в секцию карате «для самозащиты» потому, что сама увлеклась этой темой и ребёнку понравилось (Лизе 11, она стала верить в свои силы). А один приятель-тренервыращивает с сыном микрозелень на подоконникеи ребёнок в 12 лет поддерживает диалоги о здоровом питании.
Удивительно, как много может дать малышу простой поход на матч, экскурсию, в консерваторию, а иногда большое желание родителей. Цель взрослых – показать ребёнку краски жизни, создать мотивацию к увлечению, создать диалог вне ситуации. После 4-5 лет познавательный интерес малыша на пике, а к 7ми годам формируются предпосылки к учебной деятельности, а следовательно, необходимые усидчивость, логические процессы, устойчивые осознанные интересы.
Любопытство и любознательность ребёнка – отличные мотивирующие факторы для познания мира и это заложено природой. Взрослым же требуется стать активными помощниками своим детям. Школа этому не научит. Не ждите, что кто-то сделает за вас ваших детей увлечёнными, инициативными, включёнными в полную событиями жизнь!
Когда я начала рассказывать о необходимости увлечь ребёнка, показать ему собственной эмоциональной включенностью этот мир я обратилась к исследованиям мозга человека с рождения до 14 лет. Дело в том, что в период созревания коры головного мозга ребёнка очень важна роль дофамина. Нейромедиатор дофаминявляется одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью системы вознаграждения мозга.
Нейрофизиологи утверждают, что он вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по собственному представлению человека, опыта: «Воспоминания о позитивном опыте также увеличивают количество дофамина, поэтому он влияет на процессы мотивации и обучения… связан не с удовольствием, а с мотивацией и формированием целенаправленного поведения».
Ваш логопед-дефектолог, педагог раннего развития
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Светлана Столярская
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: