Нарушения поведения у детей в инклюзивной группе. Как справляться взрослым?
Включение детей с ОВЗ и инвалидностью в группы сверстников сегодня совсем не редкость. Школа, детский сад, лагерь, кружок или секция должны быть открыты и доступны для каждого ребенка или подростка. Педагоги, которые работают в таких группах чаще всего сталкиваются с проблемами в поведении учеников, имеющих те или иные особенности развития. Именно поэтому представляется важным обсудить эффективные стратегии взрослых по анализу причин нарушений поведения детей и его изменению.
В последние 20-30 лет проблемы поведения решались на основе метода прикладного анализа поведения или ABA-терапии (Applied Behavior Analysis). Это интенсивная обучающая программа, основывающаяся на поведенческих технологиях и методах обучения. Эффективность программа АВА-терапии уже зарекомендовала себя, в том числе и в отечественной практике. Однако, наука не стоит на месте, и в статье «Взгляд на современную ABA» Грега Хенли рассматривается то, как сегодня прикладной анализ поведения решает данные проблемы и приводятся рекомендации для современных ABA специалистов и тех, кому это важно [1]. Все предложенные стратегии для взрослых автор начинает со слова «понимайте»: «понимайте, слушая! понимайте, радуя! понимайте, разрешая! понимайте, обучая!» [1].
В первую очередь необходимо слушать ребенка, поведение которого вызывает у вас трудности. Важно фиксировать для себя, что ему нравится: делать, брать в руки, во что и чем играть и взаимодействовать, с кем, что предпочитает в еде, одежде и т.д. Тут понадобится ваша наблюдательность, диалогичность как с ребёнком, так и его родителями, окружающими сверстниками, возможно даже потребуется протестировать ребенка. Главное понять то, что ему нравится, что он предпочитает.
Следующий шаг, вам необходимо понять, почему ребенок ведет себя подобным образом. Поведение ребенка — это всегда сигнал взрослым, таким образом он нам что-то хочет сообщить. Попробуйте подумать самостоятельно, а еще лучше вместе с другими заинтересованными людьми, почему он ведет себя именно так. Вдруг, этот ребенок не может выражаться привычным нам вербальным образом. И тогда его поведение — это практически крик нам. Надо подумать, о чем он. Важно выйти из стереотипичных представлений о том, что это он делает вам назло, или это его «болезнь» и так далее. Представьте себе, что чувствуете вы, когда возникает необходимость в проявлении эмоций (крик, злость и т.д.). Такой самоанализ поможет вам лучше понять поведение ребенка, донести до него ваше понимание, признание его чувств и соответственно помочь справиться с ними.
Далее важно помнить о радости. Радость — это то, что стимулируют каждого из нас проявлять себя хорошо. Ребёнку также должно быть хорошо. Его хорошее самочувствие (не только физическое), это залог его включенности, вовлеченности, эффективности. В этом смысле особый эффект заложен в разделенной взрослым с ребёнком интересной для него деятельности. Тут также важно понять, что исходной точкой конструктивного и эффективного сотрудничества «взрослый – ребенок», а потом и «ребенок-ребенок» является сформированная модель такого поведения. Сформировать ее можно, отталкиваясь изначально от интересов, правил ребенка. В дальнейшем, когда ребенок поймет, что вы принимаете его правила, он в них главный, вы сможете менять позиции и становиться главным.
Иногда взрослым бывает очень сложно разрешить или уступить ребенку в том, на чем он настаивает в данный момент. Для ребенка, который демонстрирует нам трудное поведение очень важно дать понять, что нам важно то, что он хочет в данный момент, признать его субъектность. Особенно это хорошо работает, если вам удастся избежать нарастания негативных поведенческих проявлений. Это покажет ребенку как надо правильно просить или проявлять какие - либо намерения, не прибегая к негативному поведению.
Немаловажная роль в нормализации поведения ребенка принадлежит обучению. Мы учим ребенка важным навыкам, которые помогут ему конструктивно функционировать в сообществе. В норме дети осваивают эти навыки в процессе воспитания и пребывания в социальной среде. Для детей с особенностями развития это может быть затруднительным и им необходимо специальное обучение таким навыкам, как: принятие правил другого человека; отказ и т.п.
В целом, современный подход к нормализации поведения ориентируется на принятие другого человека, создание ситуации радости и успеха. Все это возможно, когда взрослый не демонстрирует сам негативного эмоционального поведения (крик или игнорирование), не стремиться во чтобы то ни стало настоять на своем, лишь бы не разрешить сделать то, что хочет ребенок.
Принятие, понимание и поддержка — это основные составляющие успешности процесса нормализации поведенческих проявлений ребенка в современном понимании науки о прикладном анализе поведения.
Литература:
1. Взгляд на современную ABA Грега Хенли. https://practicalfunctionalassessment.com/2020/11/03/russian-translation-of-a-perspective-on-todays-aba-by-dr-hanley/
Эксперт Академии ФАДО, кан.пед.наук, Тюрина Надия