Основные проблемы в работе по постановке звуков. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Для логопедов. Сложности в постановке звуков. Основные задачи логопеда. В чем причина нарушения звукопроизношения. С какой проблемой предстоит работать. Артикуляционная гимнастика. Нарушение тонуса артикуляционного аппарата.
Сегодня мы с вами затронем тему автоматизации звука в самостоятельной речи. На нашем портале записан семинар, посвящённый данной теме, где мы подробно разобрали сложности возникающие на данном этапе работы: https://fadologopedclub.ru/vitrina_gc
Представим себе ситуацию. Ребенку 5 лет, без особенностей эмоционально волевой сферы, сидит и старательно выполняет упражнения за логопедом. Вначале он тянул звук, потом отстукивал слоги, смотря в зеркало повторял предложения.Устойчивая артикулема, сильный выдох, все задания на слух выполняет правильно. И лишь изредка произносит звук в самостоятельной речи. Осталось развести руками? Конечно нет. Скорей всего, ребенку уже на стадии словосочетаний надоело участвовать в процессе, и он стал механически повторять за педагогом все что нужно. Феномен кабинетной речи? Нет. Недостаток вовлечения в процесс (произвольности), автоматизации вне стен кабинета и контроля.
Пример. Ребенку 6 лет, постановка звука «Р». Старается, но процесс автоматизации идет медленно, звук то хорошо произносит, то теряется. Я обратилась к ребенку: «Понимаешь, это самый тяжелый звук, без твоей помощи мне не справится.» Ребенок ответил «Нет, это звук простой, вот этот сложный». Принес алфавит и показал мне букву Р. «Мы именно этот звук с тобой и учим». Я услышала в ответ радостное «Аааа». И дело сдвинулось с мертвой точки.
Да, у ребенка было нарушение фонематического анализа. Не было проблем с мотивацией и познавательной активностью. А вот с пониманием «значимости» звука возникли проблемы.
2. Работа с родителями. Необходимо объяснить родителям необходимость выполнения домашних заданий. Слова и словосочетания можно произносить в машине, прыгая по детской площадке, играя с мячом.
3. На первых этапах автоматизации звука, выбирайте знакомые, но не высокочастотные слова. Избавится от привычки неправильно произносить слово-непростая задача.
4. Ребенок в возрасте 4 лет в чужой речи способен контролировать все звуки родного языка. В чужой, но не в своей. До 6-7 лет дети не обращают внимание на качество своей речи, именно по этой причине они сердятся, если их не понимают. В 6-7 лет, ребенок будет себя контролировать при условиях высокой мотивации и при помощи взрослого. Значит можно договориться:
• Давай играть в игру «5 минут правильного звука»
• Когда играем в игры логопеда, речь должна быть четкой
• Когда читаем книгу, следим за нужным звуком
• Когда разговариваем с бабушкой, следим за чистой речью и тд.
Поговорим о ситуации, когда ребенок произносит четко звук только с педагогом и отказывается произносить правильно слова с другими участниками образовательного процесса. Данная проблема возникает, если ребенок произносит звук опираясь не на слуховое восприятие, а на ваше произношение, на ваш артикуляционный уклад.
Включаем в работу упражнения:
• Произносим слова перед зеркалом
• Знакомим ребенка с буквой, произносим слова с опорой на букву.
Мы ждем вас в нашем Клубе, где сможем подробно разобрать каждую проблему вашего ученика https://fadologopedclub.ru/clubfree
Логопед-дефектолог,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Людмила Коновалова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: