Основные проблемы в работе по постановке звуков. Эхолалия.
Для логопедов. Сложности в постановке звуков. Основные задачи логопеда. Автоматизация звуков. С какой проблемой предстоит работать. Эхолалияу детей. Феномен кабинетной речи. Самостоятельное высказывание.
Сегодня речь пойдет о проблеме, с которой сталкивается любой логопед. Эхолалия. Эхолалия — это механическое повторение услышанного.
Виды эхолалии:
1. Незамедлительная. Ребенок повторяет слово или предложение сразу за говорящим. Точно воспроизводит порядок слов и интонацию2. Отсроченая. Ребенок может повторять диалоги и фразы из мультфильмов, фильмов, разговора людей.
Проявление эхолалии во время занятий замедляет динамику коррекционного процесса, мешает в работе, нарушает коммуникацию, озадачивает специалиста.
Эхолалии наблюдаются у детей с неврологическими нарушениями, ментальными нарушениями, расстройством аутистического спектра. Проявлением повышенной тревожности, невроза.
В любом случае ребенок должен получить консультацию врача невролога или психиатра.
Для педагога важно помнить, что в этот момент ребенок не понимает обращенной речи, не формируется связь «название-предмет». Нет активного произвольного участия в диалоге. Запоминание и повторение происходит с участием непроизвольного внимания. Ребенок может пересказывать целые фрагменты из мультфильмов или фрагменты диалога во время занятия, но спонтанная речь будет представлена простой аграмматичной и часто бессмысленной фразой. Пассивный и активный словарь ребенка формируется медленно.
Рассмотрим с вами опыт работы с эхолалиями.
1. Западные коллеги используют механическоеповторение для формирования ситуативной речи. Каким образом? Составляется словарь эхолаличных слов, фраз, диалогов. Моделируется определенная бытовая ситуация и взрослый произносит фразу доступную для ребенка. Ситуация повторяется. Через некоторое время, ребенок самостоятельно произносит закрепленные словосочетания. Вы прекрасно знаете пример данного способа работы. Примерно так можно научить ребенка раннего возраста махая ручкой говорить фразу «Доброго вечера, хорошей дороги», любому кто будет уходить из квартиры. Смысла ребенок не понимает, но систематическое повторение формирует навык поведения.2. Нейропсихологи, дефектологи учат нас избегать эхолалий в речи. Если ребенок переходит на непроизвольное повторение слов, мы прекращаем вербальное общение и переходим на более простой язык- язык жестов и карточек. Психологически тяжелый для педагога шаг. Но альтернативная коммуникация широко используется коррекционными педагогами и дает результаты в работе. Не универсальный метод и не всем подходит, но точно работает. Сочетание вербального и невербального общения в ряде случаев дает возможность справится с эхолалией и формировать самостоятельное высказывание.
Постарайтесь понять причину перехода на повторую речь. Может быть, ребенок устал или ему не интересен материал или произошло психотравмирующее событие, и ребенок перевозбужден. Смена деятельности, упражнения на произвольное внимание, упражнения для поднятия общего мышечного тонуса или дыхательные упражнения для снятия напряжения- помогут решать проблему.
3. Задавать вопросы.В данном пункте я позволю себе описать ряд примером, думаю это позволит более точно описать данный метод.
• Рассматриваем картинки.— это что?
— это что?
--этоооо….вопрос подкрепленный мимикой
--этоооо
— Это самолет, радостно говорит педагог на карточку с изображением помидора
Пауза, пауза чуть дольше. Плавающий взгляд ребенка переходит на картинку.
— это помидор.
• Рассматриваем сюжетные картинки.-- Что нарисовано? Мальчик катается на велосипеде.
--Мальчик катается на велосипеде.
--Что нарисовано? Мальчик играет с машинкой
--с машинкой
--Что с машинкой?
--Что с машинкой?
--Играет
--Играет
Поглаживаю по руке, хлопаю в ладоши. Ваня, посмотри. Он…, показываю пальцем на картинку, играет.
--машинку.
Как вы будете задавать вопросы, привлекать внимание ребенка зависит от ситуации. При тяжелых поражениях центральной нервной системы вы можете столкнуться с тем, что вербальные способы работы с эхолалиями будут недоступны. Эхолалия может быть симптомомневрологических и психических расстройств требующих длительной коррекции, медикаментозного лечения и комплексной коррекции.
Логопед-дефектолог,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Людмила Коновалова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: