Особенности нейропсихологической диагностики в детском возрасте
При проведении нейропсихологической диагностики в детском возрасте необходимо учитывать определенную специфику при её применении на каждом возрастном этапе развития. В данной статье будет проведён обзор основных особенностей проведения нейропсихологической диагностики с учётом детского возраста. Будут приведены примеры из практики, помогающие раскрыть специфику того или иного нарушения развития в детском возрасте, также будут даны рекомендации как не напугать родителей при оглашении результатов нейропсихологической диагностики.
Специфика проведения нейропсихологической диагностики подразумевает учёт возрастных особенностей детей, поскольку ошибки, которые диагностирует специалист – нейропсихолог при проведении диагностики могут указывать специалисту на 2 возможные причины: возрастная несформированность той или иной психической функции или непосредственно нарушение в работе психической функции. Отсюда следует, что специалисту важно уметь видеть симптомы, которые к определённому возрасту не развиты у ребёнка, например, ребёнок не может до 7 лет при проведении пробы на слухоречевую память запомнить все 10 слов (максимальное количество слов, как правил,. составляет не более 7 слов, но исходя из собственной практики хочу заметить, что практически никто из обследуемых детей до 7 лет не запоминал максимальное количество слов, как правило хорошим результатом можно было считать запоминание с первого предъявления от 5-7 слов). Также в связи с тем, что дети до 7 лет не всегда могут длительное время удерживать внимание стоит ограничиваться при пробе на слухоречевую память 3 предъявлениями, что будет достаточно для оценки мнестической деятельности на данном возрастном этапе. Каким же образом отличать симптомы повреждения от симптомов незрелости работы психической функции. Для этого необходимо сравнить среднестатистические результаты взрослых людей и результаты у детей одного и того же возраста. Если результаты будут похожи, то можно говорить о незрелости данных психических функций, а если мы увидим на пробах, что результаты гораздо ниже средневозрастной нормы, то можно говорить в данном случае о повреждении той или иной психической функции и ориентировочном месте локализации повреждения структурах головногомозга. Достаточно часто при обследовании можно обнаружить несформированность целой цепочки звеньев психических функций, что в результате послужит маркёром незрелости каких-либо структур головного мозга. При нейропсихологической диагностике, также необходимо учитывать такие факторы как истощаемость ребёнка и, в связи с этим задавать родителям перед диагностикой вопросы о том, как спал ребёнок накануне обследования, сколько времени бодрствует, не проводится ли диагностика в период дневного сна, поскольку часто на пробах будем видеть элементы истощаемости особенно под конец задания, увеличение периода ответов на вопросы специалиста, трудности концентрации внимания. В практике достаточно часто у детей до 7 лет плохо функционирует зона головного мозга, которая отвечает за пространственные представления, что на пробах отражается в виде трудностей ориентировки в пространстве на листе, трудностях в поиске той или иной картинки расположения объектов ( ящик за бочкой, ящик перед бочкой и т.д), а также трудностями в повторении за специалистом определённых зеркальных поз, что необязательно будет служить свидетельством того, что есть повреждение в данной зоне мозга, это может быть вариантом индивидуальной особенностью зрелости данной структуры. В связи с этим необходимо проявлять особую осторожность при разговоре с родителями при интерпретации результатов нейропсихологической диагностики и не использовать терминов типа «повреждение ЦНС»или «повреждение зон головного мозга», так как это может сильно напугать родителей и быть неверно интерпретированным. Лучше использовать терминологию «недостаточное функционирование»или «незрелость» той ил иной структуры головного мозга.
Таким образом, нейропсихологическая диагностика в детском дошкольном возрасте имеет свои особенности. Если специалист не будет учитывать данную специфику диагностики, то риск постановки неверного диагноза будет высоким.
Ваш нейропсихолог, эксперт Академии ФАДО, Лобанова Диана
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: