Откуда появляется неуверенность в себе? Психология воспитания.
Уверенность в себе является важной чертой личности, которая обеспечивает уровень социального и психологического благополучия ребенка. Внутренняя уверенность определяет качество жизни во всех ее сферах. Но дети и подростки часто испытывают сомнения, внутренние противоречия и страхи. В нашей статье мы рассмотрим основные причины возникновения неуверенности в себе, как профилактику ее появления.
Что отличает неуверенного в себе ребенка:
● Воспринимает в штыки любое замечание, проявляет агрессию.● Не доводит дело до конца, сталкиваясь с трудностями.
● Не прилагает усилий, предпочитает стиль “избегающего” поведения.
● Достаточно мнителен и недоверчив.
● Ведомый, находится в поиске авторитета.
● Уклонение от прямых контактов, неразговорчивость.
● Стремление к одиночеству.
● Постоянное чувство стыдливости.
● Внешняя скованность, сутулость.
● Сниженная двигательная активность.
● Бедная мимика, скупость эмоциональных проявлений.
● Наличие невротизации, страхов.
● Раздражительность, истеричное поведение.
Причины возникновения неуверенности в себе.
● Отсутствие поощрений в системе воспитания. Родители порицают ребенка за ошибки, при этом не отмечают его достижения и успехи, воспринимая это как должное. “Ты хорошо учишься? Ну так это твоя обязанность”. Или боятся перехвалить ребенка, считая, что так у него будет формироваться завышенная самооценка.● Завышенные требования. Когда уровень требований к ребенку неадекватно высок, формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, трудности адаптации. Родители хотят, чтобы ребенок во всем был первым и самым лучшим, возлагая на него большие надежды и не учитывают возможности и интересы самого ребенка. Когда ребенок не соответствует ожиданиям, возникает гнев и разочарование со стороны родителей.
● Сравнение с другими детьми. Любовь родителей безусловна, мы любим ребенка не за его достижения или неудачи. А сравнивание с другими детьми “Вот Миша учится на одни пятерки” или “У Лены медаль за первое место в гимнастике” формирует чувство неполноценности, повышенной тревоги, низкую самооценку, боязнь ошибиться.
● Гиперопека. Ребенок не умеет преодолевать трудности и принимать решения, всю ответственность на себя берут родители. Он вырастает инфантильным, неуверенным в себе, не умеет воспринимать критику, имеет трудности адаптации.
● Постоянная критика. Если зацикливаться на ошибках ребенка, указывать на его недостатки, в надежде, что это его замотивирует исправиться, ребенок вырастет зажатым, робким и тревожным, с чувством собственного неприятия.
● Низкое качество социальных связей. Межличностные отношения являются основой формирования личностных черт. Если у ребенка недостаточная коммуникация, у него наблюдается низкая адаптивная способность.
● Психологические расстройства. Наличие невротических реакций (немотивированная тревожность, панические атаки, резкая смена настроения), поведенческих нарушений является основой для формирования неуверенности в себе.
● Тревожные родители. Навязчивое желание, продиктованное родительской любовью, везде и во всем оберегать своего ребенка формирует неумение самостоятельно справляться с трудностями и боязни сделать неверный шаг.
● Социальные неудачи. Формированию неуверенности в себе способствуют “ситуации неуспеха”. Особенно, если они подкрепляются насмешками или равнодушием со стороны окружающих.
● Проблемы со здоровьем. Наличие физических недостатков, хронических заболеваний, неблагоприятного соматического состояния могут ограничивают коммуникации ребенка и формировать модели неуверенного поведения.
Психолог, логопед,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Анна Парфенова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: