Отсутствия мотивации. Что делать, как помочь себе и ребенку?
Нейропсихология и психология в практике логопеда. Почему отсутствует мотивация к обучению. Как поступить, если ребенок заниматься не хочет. Обучение или игра.
Одна из самых сложных тем — это проблема мотивации у детей. Согласитесь, мы каждый день сталкиваемся с данным вопросом и не только на своих занятиях, но и в обычной жизни. На тему мотивации написано не мало книг и диссертаций. Данная проблема волнует людей многие десятки лет. В моей практике были случаи, когда ответом на вопрос «как сформировать мотивацию?», мы получили ответ - «никак». Одно радует, что случаи эти были единичны и мы сделали все чтобы решить проблему ребенка. Но…..
Познакомимся с определением. Психологи не пришли к единому мнению что есть мотивация. На мой взгляд, нам с вами для работы больше подойдет трактовка В. Г. Асеева.
Автор рассматривает мотивацию через понятие значимости. По его мнению, в основе всякого побуждения лежит диалектическое противоречие между объективно значимым для человека и в то же время имеющим субъективную значимость и наличной действительностью. Под мотивацией он понимал детерминацию поведения в целом. Мотивация включает в себя все виды побуждений – мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции. *
Для нас важно понимание, что мотивация диктует поведение. Именно этот принцип использует АВА-терапия в своей практике. Мы расширяем умение ребенка используя значимые для него стимулы. Вот только в действительности мы сталкиваемся с тем, что некоторые дети автоматически выполняют какое-либо действие (за поощрение), но не понимают смысл этого действия и не переносят его в жизнь. Умение, манипуляции увеличиваются, поведение улучшается, а психическое развитие сильно отстает.
Обратимся к нейропсихологии. За мотивацию отвечают подкорковые структуры и лобный отдел головного мозга. Для детей с функциональной незрелостью коры головного мозга, нарушением мозгового кровообращения отсутствие мотивации вполне естественно.
Делаем небольшие выводы. Мотивация основана на интересе, потребности и базируется на физиологии. Вот и ответ как завоевать интерес ребенка и побудить его к самостоятельному выполнению задания. Мы должны работать с интересным и доступным для ребенка материалом, а также, быть ему нужным. Что значит стать для ребенка нужным? Это действие, которое можете дать только вы, но ребенку оно очень нравится. На пример: покачать ребенка, сыграть в игру, надуть шарик или мыльные пузыри и тд.
Интерес. В основе лежит познавательная активность. В норме нам дарит ее природа. Если есть сложности, то формированием познавательной активности занимаются дефектологи. Возможно, стоит подключить к коррекции дополнительного специалиста.
Цели. Мы сталкиваемся с проблемами функциональной незрелости коры лобных отделов головного мозга. Не стоит игнорировать данное обстоятельство. Дети не в состоянии ставить себе цели самостоятельно. Давление со стороны общества «ты должен, ты лентяй» только увеличивают негативизм и снижают мотивацию еще больше. Требуется небольшая педагогическая хитрость. Цели должны быть достижимы и достигнуты здесь и сейчас. На пример: бросаем мяч в корзину. Но мы с вами точно знаем, что в корзину мяч попадет. На начальных этапах,конечно. Дальше мы будем учиться не расстраиваться промахам и делать правильные выводы необходимые для достижения цели.
Снижение нейродинамических процессов. Не сидим на месте и включаем в свои занятия логоритмику, игры с мячом или любую полезную и доступную физическую активность.
Игра или обучение? Индивидуальный подход! При условии, что конечная цель научить ребенка учиться.
* Мотивация личности как ключевая проблема психологии. Н. И. Мешков (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия),Д. Н. Мешков (ООО «Логексим», г. Москва, Россия)
Эксперт Академии ФАДО, логопед-дефектолог, нейропсихолог – Коновалова Людмила
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: