Принятие мнения другого. Взаимодействие ребенка в группе.
“Умейте всегда перенестись на точку зрения противоположного мнения — этои есть истинная мудрость” Д. И. Менделеев.
Для эффективного взаимодействия в группе очень важным качеством является умение правильно воспринимать точку зрения другого. Личностный рост, развитие мировоззрения, формирование гибкости мышления, комфорт ребенка зависит от его социальной активности и способности адаптироваться в коллективе. Как научить ребенка отстаивать собственное мнение, при этом принимая мнение другого?
В первую очередь, сами родители должны понимать механизм взаимодействия в обществе. Штампованные реплики: “Ты должен слушать”, “Ты должен уважать” часто вызывают непонимание и протест со стороны ребенка. Резкое отрицание мнения другого приводит к обеднению мировоззрения и торможению личностного роста, потому что в основе развития - лежит взаимодействие. Принятие мнения другого не является заменой своего собственного!
Важным становится умение ставить под сомнение свои установки и мысли. Это не означает, что необходимо от них отказываться. Но заставляет анализировать, размышлять. Сократ говорил: “Я мыслю, значит я существую”. Возьмем на себя смелость перефразировать великого философа: “Я сомневаюсь, значит я умею думать”. Так ребенок расширяет свой кругозор и накапливает социальный опыт.
Настаивая на своей точке зрения и категорически отрицая мнение другого, ребенок выпадает из процесса взаимодействия группы. В плену своих установок он ограничивает себя интеллектуально и духовно, теряя возможность думать, анализировать и находиться в процессе поиска истины.
Умение принимать точку зрения другого становится основой взаимопонимания, товарищества, эффективного выстраивания отношений в группе.
Как помочь ребенку научиться принимать мнение другого?
● Собственный пример. Демонстрируйте ребенку модели своего поведения. Покажите на собственном примере, что принятие мнения другого человека не означает поступиться собственными принципами. Принятие — это не замена своей точки зрения, а возможность анализа и сохранения взаимопонимания.● Беседы. Они не должны носить назидательный характер. В разговоре взрослый так же должен прислушиваться к ребенку и принимать его точку зрения, аккуратно направляя и аргументируя свою. Принимая другую позицию, ребенок учится слушать и слышать других людей.
● Прочтение книг. Ребенок может быть не согласен с мнением автора или персонажей. Тем не менее надо думать над действиями и поведением героев, чтобы понимать, чем они руководствуются в своих поступках, о чем думают и чувствуют. Оскар Уайлд “Мальчик - звезда”, который никого не слушал и остался в полном одиночестве. Или А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, где старуха не прислушивалась к мнению старика и осталась у разбитого корыта.
● Сюжетно - ролевые игры. Очень важно приучать ребенка принимать точку зрения другого с самого раннего детства. Ведущим видом деятельности является игра, с помощью которой ребенок моделирует различные ситуации, пробует себя в роли различных персонажей игры, вырабатывая модели поведения, обогащая внутренний мир, формируя систему нравственных качеств. Проигрывая жизненные ситуации, ребенок учится слышать, понимать, чувствовать других людей.
● Просмотр мультфильмов. “Про Диму”, “Подарок”, “Зебра в клеточку” и многие другие. Очень важно обсуждать с ребенком увиденное, задавать вопросы, делать выводы, помогать, направлять. Поощряйте ребенка за правильные мысли, подчеркивая важность умения понимать и принимать другого человека.
Таким образом, значимость принятия позиции другого чрезвычайно велика. Ребенок находится внутри социума, развивается и растет. Умение строить доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и принятии, становятся залогом его успешности в будущем.
Психолог,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Николай Парфеновы
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: