Психокоррекционные притчи и пословицы в работе с детьми.
“Притча - искусство слов попадать прямо в сердце”.
Сказки, истории, притчи всегда носили “врачующий” характер, и передавались из уст в уста еще до возникновения психотерапии как науки. Сейчас притчи широко используются в психологической практике для передачи доступным иносказательным языком нравственных понятий и простых человеческих истин. С помощью них мы получаем ответы на значимые вопросы, расширяем свои взгляды, открываем мир с разных его сторон, и находим дорогу к самому себе. Сегодня мы поговорим о том, как можно использовать психокоррекционные притчи и пословицы в работе с детьми, с какой целью применяют этот метод и в чем его эффективность.
Функции, которые выполняют психотерапевтические притчи:
● Функция зеркала. Когда ребенок слушает историю, он подсознательно отождествляет себя с главным ее героем и сравнивает свои поступки и мысли с теми событиями, которые повествуются в притче. Так запускается механизм размышлений над своими поступками, анализ поведения, взгляд со стороны, поиск новых решений и выхода из различных ситуаций.● Функция хранения опыта. Притчи обогащают внутренний мир ребенка, открывают новые горизонты познания. Через их понимание ребенок осваивает социально приемлемые нормы поведения, жизненные позиции, получает богатый жизненный опыт и растет духовно! “Притча — этоодновременно мудрость и путь к мудрости, это слово, поступок, жизнь искусство”. А. Княжицкий.
● Функция модели истории. Это само содержание притчи, ее суть, которая отражает различные ситуации, проблемы, трудности, предлагает способы выхода, решения, говорит о возможных последствиях, учит оценивать свои поступки наперед и нести ответственность за принятие решений. Притча — это определенный урок, усваивая который ребенок познает законы большого Мира.
Цели и задачу психотерапевтической притчи:
● Осознание своих трудностей.● Поиск внутренних ресурсов.
● Выработка навыков поведения в стрессовой ситуации.
● Раскрытие творческого потенциала.
Психокоррекционные притчи отличает краткость, лаконичность, иносказательность, простое изложение, доступность, яркость сюжетов и образов, содержание “жизненных уроков” и эффект научения.
“Отчего мышонок не женился”, “Притча о гвоздях”, “Притча о правде и лжи”, “Спор солнца с ветром”, “Притча про понимание”, “Шепот”, “Простить себя”, “Маленький фонарщик”, “Мудрость Учителя”, “Притча о родителях и детях”, “Притча о завистливом человеке”, имногие другие.
Притча, нашедшая отклик в душе ребенка, влияет на его видение, поведение, вырабатывает навык, привычку, понимание. Он начинает чувствовать окружающий мир через призму своих ощущений и сформированную систему духовных ценностей.
Задачи психолога в работе с притчами:
● Направить ход мыслей ребенка, запустить механизм самоанализа, чтобы ребенок смог сделать вывод, усвоить урок. Необходимо задавать наводящие и уточняющие вопросы. Вопросы, над которыми приходиться задуматься, размышлять, включать воображение.● Дискуссии, обсуждения помогают озвучивать эмоции и переживания, которые испытывал ребенок во время прочтения притчи, интерпретировать и усваивать образы, символы, “проживать” смысл притчи, ее метафоричность.
● Очень важным этапом проработки притчи является подключение различных видов мыслительной деятельности ребенка. Например, можно нарисовать элемент сюжета притчи. При групповой работе можно устроить “мозговой штурм”, дебаты.
● Хорошо работают загадки, который рассказчик задает по содержанию и основной мысли притчи. Ответы к загадкам можно рисовать на доске, чтобы создать работу в сплоченной дружеской команде.
“История, облеченная в форму притчи, соединяет в себе мудрость и простоту, учит человека думать, находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение”.
Материал подготовили Анна и Николай Парфеновы, эксперты Академии ФАДО
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: