Лето-это праздник для всех! Разговор о том, как сделать отпуск инклюзивным.
Лето — это праздник для всех!
Разговор о том, как сделать летний отдых инклюзивным.
Лето - пора каникул, лагерей, купания в реках, морях и озерах, походов, долгих вечеров, красивых закатов. И совершенно ясно, что все эти прелести детской жизни летом оставляют в конечном итоге самый теплый, неизгладимый на протяжении взрослой жизни свет. Как часто, будучи взрослыми хочется вернуться в это бесконечное радостное и беззаботное лето! Поэтому представляется очень важным сделать его таким для каждого ребенка, а не только для того, кто получил за год одни пятерки в дневнике.
В первую очередь, важно помнить, что отдых — это такая же базовая (витальная) потребность каждого из нас, как потребность в еде, воде, воздухе. Без отдыха снижается работоспособность любого живого существа, происходит общая его астенизация, в более запущенных случаях наступает нездоровье.
Для растущего организма отдых не менее, а скорее даже более важен, так как ему требуется много сил для роста и развития, ресурс восстановления высокий, но для этого требуется регулярность, достаточная продолжительность, разнообразие. Каникулы — это как раз возможность обеспечить данную потребность: перезагрузиться с одного вида деятельности (учебной) на самые разные другие, увеличь физическую активность, расширить и «прокачать» приобретенные за год социальные навыки в новых условиях. И что важно в данном случае учесть, что исключений здесь нет. Отдых важен для каждого ребенка и подростка, имеющего ОВЗ или абсолютно здорового и развивающегося типично.
Для организаторов детского отдыха, родителей можно лишь пожелать использовать это время с пользой, но не для достижения академической успешности (очередные занятия с репетитором и т.д.), а именно в целях наполнения жизни ребенка или подростка новыми впечатлениями, встречами, навыками. Давайте обсудим, что особенно важного мы можем сделать летом с точки зрения отдыха для всех, без исключения.
Ø возможность взаимодействовать с природой, как обучающей системой. Природные факторы: вода, воздух, лес, растительный мир, песок и глина, животные и насекомые, ароматы, природные явления (гроза, дождь, радуга) это абсолютно феноменальные, доступные средства как целенаправленного развития (физического, сенсорного, эстетического, интеллектуального), так и саморазвития. Совсем не обязательно поход в лес, на речку или море делать обучающим занятием. Скорее наоборот, нужно показать пример, как этими факторами среды можно насладиться, почувствовав их прежде всего физически (потрогав, закопавшись, промокнув и т.д.). Усвоение понятий их обозначающих, важных свойств и качеств будет происходить незаметно и спонтанно на основе связи: тело – феномен и понятие его обозначающее. Так могут быть усвоены физические свойства объектов, с которыми взаимодействует ребенок, правила безопасного поведения в природе. Плавание, походы в лес или даже поход по разным поверхностям (например, песочный пляж, болотистая местность, заросший лес) все это прекрасные тренажёры для совершенствования сенсорной интеграции ребенка, развития физических качеств, двигательной системы и организма в целом.
Ø В исследованиях зарубежных ученых показано, что организация деятельности детей на природе способствует снижению стресса. Повышает концентрацию внимания, снижает конфликтность в группе (Kaplan& Kaplan).
Ø Очевидно, что развивающий потенциал природы изначально «настроен» на то, чтобы быть открытым и доступным каждому. Ребенок с ОВЗ и обычный ребенок могут вместе наслаждаться ароматом цветов, составлять букеты, подлезать под упавшим деревом, плавать, слушать пение птиц, трогать кору деревьев и много другого не менее замечательного.
Ø формирование новых социальных связей. Можно вспомнить из своего детства как летние знакомства в лагере, на даче или в путешествии переросли в дружбу, или закончились с разными результатом. Все это наш жизненный опыт. Так вот лето, совместный отдых разных детей оказывается также не менее важным с этой точки зрения. Педагогам важно создать безопасные условия, где каждый ребенок сможет раскрыть свою индивидуальность, вступить в коммуникацию с другим ребенком, найти подход там, где это может быть затруднительно. Поэтому общению сверстников должно быть уделено очень много времени. При чем это не просто их предоставленность самим себе, сначала это должна быть организованная деятельность. Но организация должна предусматривать активность, выбор, опору на интересы детей. Большое место в этом отводится различным рефлексивным практикам, которые должны быть как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Например, каждое утро можно предлагать участникам подумать, назвать, визуализировать, что они ждут от предстоящего дня, чем хотят заниматься, с кем и т.д. В завершении дня провести ритуал обсуждения итогов дня. Важно, чтобы высказывался каждый участник, даже если он не может говорить привычным образом. Взрослый со своей стороны, должен давать пример такой рефлексии. Кроме этого, со стороны взрослого каждый ребенок должен получить свою порцию признания. Для этого педагогу важно наблюдать за детьми в течении дня, фиксировать свои собственные мысли, чувства, эмоции в отношении достижений каждого.
Ø развитие и совершенствование так называемых мягких навыков (Soft skills). Мягкие или гибкие навыки подразумевают способность человека эффективно функционировать в любом сообществе: навыки коммуникации; аналитическое и критическое мышление; умение слушать; умение работать в команде; активная жизненная позиция и позитивная эмоциональная установка; способность решать конфликты; умение вдохновляться новыми идеями и прочие. Смело можно сказать, что инклюзивная среда является наилучшей для воспитания и формирования ребенка. Разнообразие участников с точки зрения способов восприятия окружающего мира (аудиально или визуально) и реагирования на него, возможностей коммуникации, потребностей во взаимодействии и т.д. Педагогу необходимо проанализировать состав своей группы, с точки зрения ресурсов и дефицитов участников, определить актуальные группы мягких навыков, которые будет наиболее актуальны для данного состава (возраст, возможности) и продумать систему ежедневных мероприятий (рутин) или отдельных идей (квесты, мастер-классы, игры и т.д.), где разнообразие детской группы будет способствовать развитию мягких навыков всех и каждого. Групповые задания всегда способствуют формированию навыков коммуникации и работе в команде. Распределение ролей между каждым участником способствует умению слушать, понимать свою зону ответственности, коммуницировать, инициировать и т.д. Важно не исключать из этого процесса участников с ОВЗ. Именно их активное участие способствует развитию каждого по отдельности и группы в целом.
Таким образом, мы лишь наметили потенциальные возможности, которые дарит нам общее для всех лето. Пусть инклюзивный отдых пойдет на пользу каждому субъекту этого процесса: детям и взрослым!
Эксперт Академии ФАДО, кандидат педагогических наук – Тюрина Надия
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: